Корреспондент EADaily обсудил итоги прошедших накануне выборов в Совет старейшин столицы Армении — Еревана с Варданом Гукасяном, лидером партии «Общественный голос», набравшей по результатам голосования 9,68% голосов избирателей.
— Господин Гукасян, как прошли выборы в Ереване? Вы удовлетворены итогами голосования?
— Если честно, нет. На избирательные участки пошел маленький процент населения. Я ожидал большего, потому что население города Еревана всегда требовало от государства большего, чем жители провинции. Но сейчас многоуважаемые жители Еревана не пошли на участки для голосования. Как они говорят, у большинства из них не было доверия к этому правительству. И несмотря на то, что мы весь день и до этого несколько дней просили наших граждан пойти на участки и проголосовать, они не пошли. У людей нету доверия ко всем этим партиям, которые, как политические цыгане, появляются каждые пять лет от выборов к выборам, а затем исчезают. И люди уже не верят в них, и я не осуждаю народ.
Я уверен, что у моей партии будет возможность разбудить в гражданах веру к политическим деятелям, к моей партии, веру к моим словам. И, несмотря на то, что мы заняли пятое место, а должны были занять второе или третье, мы будем действовать и с такой позиции. Даже тех 10% голосов, которые выдали нам жители Еревана, хватает, чтобы сделать все возможное и невозможное для устранения с политической арены этой преступной власти.
— Ваша партия намерена объединить силы с другими партиями?
— Я уже объявил, что наша партия, партия «Общественный голос», готова создать оппозиционный блок с теми партиями которые объявили, что они оппозиционные. Если Айк Марутян (партия бывшего мэра Еревана Айка Марутяна «Национальный прогресс» набрала 18,89% голосов), Андраник Теванян (блок «Мать Армения» во главе с Теваняном смог заручиться поддержкой 15,43% горожан) считают себя в действительности оппозицией, то я протягиваю им руку дружбы, временной хотя бы, но пока ответа не получил.
Более того, я объявил, что наша партия не борется за кресло мэра, то есть мэром будет один из двух лидеров партий — или Марутян, или Теванян. А мы претендуем на все управления, которые ведут надзорную деятельность в мэрии, чтобы исключить любые откаты, коррупционные схемы, взятки. Мы же знаем наш народ, мы же любим давать и получать взятки. Каждый тендер, который проводится в городе Ереване — за асфальт, за цветы, за мусор — везде коррупция. Если мы не закроем вентиль для этой коррупции, тогда какая разница, кто будет на посту мэра Еревана. Для людей разницы нет — Авинян (Тигран Авинян — бывший вице-премьер Армении баллотировался от правящей партии «Гражданский договор», получившей 32,57% голосов жителей Еревана) ворует или Марутян.
Я не хочу, чтобы эти 22 тысячи жителей Еревана, которые доверили свой голос мне, разочаровались через несколько месяцев. И тогда будет вопрос: господин Гукасян, вы же создали коалицию, вы же несете ответственность за всю коррупцию, которая есть в мэрии? Как я смогу пойти на парламентские выборы? Никак. Народ нам не верит. Вот поэтому — хотите мэра — пожалуйста, но в надзорные управления мэрии будет поставлен мой кадр, и никто не будет иметь права без моего ведома оттуда его убрать.
Хотя я предложил еще и другое. Если блок будет создан, через 96 часов у нас будет возможность сделать первые шаги к революции. То есть, через 96 часов, я уверен, наши специалисты найдут огромнейшую коррупционную схему с участием господина Авиняна, который так бездарно ограбил мэрию, и весь этот набор документов мы подадим в Генеральную прокуратуру с требованием арестовать исполняющего обязанности мэра. Если Генеральная прокуратура не арестует Авиняна, то народ выйдет на улицы и свершится революция. Я лично надену кандалы на руки (премьер-министра Армении) Никола Пашиняна. Если они задержат Авиняна, тот, ни секунды не колеблясь, такие показания напишет на Никола Воваевича, что сам Достоевский позавидует.
— Какое Ваше видение отношений Армении с Азербайджаном и Турцией? Насколько жизнеспособна формула «урегулирование любой ценой», которую пытается сейчас реализовать Пашинян?
— Вся политика, которую вела эта власть, потерпела крах во всем — в экономике, в армии, в медицине. После того, что натворил Пашинян, будет очень трудно, но мы выйдем из этого положения. У Армении нет союзников, никто не хочет дружить с нами. Вот как, например, Турция и Азербайджан, США и Израиль — реальные партнеры. У нас такого партнера нет. Наша цель — найти такого партнера. В очень короткий срок. Я уверен, что когда партия «Общественный голос» придет к власти, у нас такой стратегический партнер появится в очень короткий срок. И я уверен, что дух армянского солдата, дух армянского народа и все, что надо для армянской армии, для обороны Армении, у нас будет.
Вы сейчас с недоверием отнесетесь к моим словам. Но если бы кто-то когда-то кому-то сказал, что будет такой человек, который будет сидеть перед камерой и ругаться матом, оскорблять всех от А до Я в течение трех лет, и через три года он сможет решать геополитическую позицию целой республики, да еще наберет столько голосов, потратив всего 12 тысяч долларов, вы бы сказали, что такое невозможно. Но это произошло. Точно так же произойдет и то, что у нас будет реальный военный партнер.
— Какая это будет страна?
— Для меня все равно, какая это будет страна, лишь бы это была ядерная держава. Пусть будет Китай, Россия, США, лишь бы эта страна хотела реально быть союзником, помочь Армении, не допустить геноцида армян. А Армения, как младший брат, не забудет эту доброту. И не будет бегать из Парижа в Вашингтон, оттуда в Москву, из Москвы в Дели и т. п. Вот этих пробегов не будет. В чем беда нашей внешней политики — наши политические деятели не могли найти свой вектор, куда надо идти. То бегали на Запад, то на Восток, то на Север. Вы куда бежите? Определитесь, что вы хотите, к кому вы хотите, к каким понятиям хотите прикоснуться. Взять, например, Сержа Саргсяна, Роберта Кочаряна — дружили с Россией, а пустили в страну Сороса-мороса, «Свидетелей Иеговы»*, разные секты-мекты. Хотели в сторону Америки, но почему-то всю экономику отдали русскими — Газпром, РЖД. Такое поведение не является нормальным с какой стороны ни посмотри — ни со стороны США, ни со стороны России.
— Как Армения должна выстраивать отношения с Россией?
— Российская Федерация, безусловно, виновна в том, что в Армении сильные антироссийские настроения. Послы РФ, которые сидели в Армении, целое огромное здание посольства РФ, — ничего из себя не представляют. Там сидят дармоеды, коррумпированные чиновники, бизнесмены — все, кто угодно, но не дипломаты.
Возьмите армянский справочник, «Спюр» называется, найдите номера посольства РФ и позвоните по ним — никто трубку не берет в любое время суток. Звоните в посольство США — моментально отвечают, Британии — моментально отвечают. Чем занимаются ваши дипломаты? Они ведут личные бизнес-интересы с политическими мини- или не мини фигурами, как например Гагик Царукян и т. п., для своей выгоды. Они писали разные доклады в центр, что вот такой-то политический деятель хороший, у него столько-то голосов, за взятки писали. А потом что? Россия поставила на этих деятелей, а народ выбрал совсем других. Не те люди там сидят, вот первая вина России — ставить на ответственные направления ненормальных дипломатов.
Азербайджан нападает на Армению, он уже в 2020 году бомбил город Джермук, и что сделала Россия? Взял трубку Путин, позвонил Алиеву, сказал: ты что там творишь, это же наш союзник, ты кого бомбишь, члена ОДКБ, страну, которая входит в Евразийский союз? Россия оставила Армению одну против этих двух мусульманских стран. Но Армения, это как «пробка в бассейне». Убираешь эту пробку, и весь исламский мир потечет прямо в Россию. И потом взорвется Северный Кавказ, так взорвется, что мало не покажется, вместе с Узбекистаном и Таджикистаном, если будет создано «великое государство Туран». Зачем этот коридор, который очень хочет Эрдоган? Он же хочет вас взорвать через пару лет, хочет взять в кольцо Россию. Россия говорит: мы против коридора (из Турции в Азербайджан через территорию Армении — ред.), но Пашинян хочет его открыть. Здрасьте, кто такой Пашинян, чтобы отдать коридор по территории Армении?
— Насколько эффективно Армения работает с Ираном и Грузией?
— Ноль. Никакой работы нет между Ираном и Арменией, точно также и с Грузией. У нас нет ни с кем нормальных отношений. Зачем деньги Минобороны Армении отправлять в Гонконг, чтобы купить там кое-что на 8 млн долларов (это документы которые попали ко мне в руки, офшорный офис, его не существует), если через реку Аракс у тебя есть Иран. На 8 млн долларов сколько иранских беспилотников «Шахид» мы могли купить? Тысячи. Когда бы на Азербайджан пошел дождь таких беспилотников, мог бы Азербайджан победить? Это правительство, которое сейчас в Армении, Никол Пашинян — чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана и Турции в Армении. Не будет Армении, заверяю, взорвется Северный Кавказ, полностью. Мало не покажется.
Еще хочу добавить. Все время говорят про Нагорный Карабах. Арцах никогда не был в составе ни Азербайджана, ни Армении, Нагорный Карабах был в составе Российской Империи. Теперь, чтобы раз и навсегда решить вопрос Нагорного Карабаха, есть два пути — или Нагорный Карабах забирает Россия, с этим вопрос закрыт, или Нагорный Карабах надо делить между Арменией и Азербайджаном, тогда Нагорного Карабаха больше не существует. Этот вопрос будет горячей точкой на нашу голову, каждые 5−10 лет солдаты будут погибать с обеих сторон, и азербайджанцы, и армяне. Пусть забирает Россия Карабах себе. И вопрос будет закрыт навсегда. Как в Луганске, Донецке раздавали паспорта, раздавайте в Нагорном Карабахе. Или надо делить. Потому что сейчас Азербайджан сильнее, через 5−10 лет Армения будет сильнее, армия нападет, победит, а через 15−20 лет Азербайджан — на Армению, на Арцах и так далее. Армяне не могут жить с азербайджанцами, это невозможно, мы враги. Должны смениться три поколения, как минимум, чтобы как-то сгладить тему. Самый объективный вариант — или разделить, или путь Россия забирает Арцах себе.