Повышение боеспособности российских войск и их союзников в Армении (см. «НГ» от 18.01.13) сопровождается активными военными маневрами Азербайджана близ Нагорного Карабаха. Спецназ и танковые подразделения 102-й российской военной базы (РВБ) в Армении во взаимодействии с армянскими войсками на днях выдвинулись на горные полигоны для проведения специальных учений. Азербайджанские войска в это время сконцентрировались на так называемой Тертерской линии фронта и проводят здесь крупномасштабные маневры.
Большая часть Тертерского района, как и многих других регионов Азербайджана, в настоящий момент удерживаются Армией обороны Нагорного Карабаха, союзницей которой выступают войска Армении. По официальным сообщениям, маневры как в Армении, так и в Азербайджане – плановые мероприятия. Хотя ряд обстоятельств указывает на взрывоопасность складывающейся в регионе ситуации.
Во-первых, активные военные маневры Азербайджан в зоне конфликта стал проводить относительно недавно. Они противоречат достигнутым с Арменией договоренностям и Уставу ООН. Но проводятся регулярно, при наращивании сил и средств для ведения возможных боевых действий в воздухе и на суше. На военном языке это называется демонстрацией силы. Только в минувшем году подобные маневры под руководством министра обороны Азербайджана генерал-полковника Сафара Абиева проводились дважды – в феврале и июле. Бакинские СМИ сообщали, что в ходе них использовалось «самое современное вооружение, приобретенное азербайджанской армией».
Вот и сейчас в военных учениях задействованы авиация, силы ПВО, а также сухопутные войска. Маневры продлятся не менее недели, но уже в марте в Азербайджане при участии войск специального назначения Турции и Грузии, прошедших обкатку в Афганистане, состоятся совместные военные учения «Кавказский орел – 2013».
Во-вторых, нынешние учения на Тертерской линии организованы в самом уязвимом для Нагорного Карабаха районе (прошлогодние учения также проходили здесь). Местность здесь равнинная, и разделение конфликтующих сторон проходит по линии автотрассы Степанакерт–Баку (автотрасса А317). Вдоль этой дороги расположены некоторые военные объекты Армии обороны Нагорного Карабаха, в том числе аэродром в Ходжалах, который армянская сторона намерена использовать для авиасообщений. И по которому азербайджанские военачальники пригрозили в этом случае нанести удар.
В-третьих, город Тертер – это населенный пункт, где в мае 1994 года закончились последние бои между армянскими силами обороны Нагорного Карабаха и подразделениями азербайджанских войск. 12 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол, который зафиксировал окончание карабахской войны. Однако есть вероятность, что именно в районе Тертера возможно возобновление боевых действий. Город Тертер, превращенный в 1994 году в неприступную крепость, которую не смогли тогда взять армянские войска, занимает важное оперативно-стратегическое назначение. Отсюда, по экспертным оценкам, возможно направление главного удара азербайджанских войск по противнику.
«Практически территория всего Нагорного Карабаха имеет горный рельеф, на котором организована эффективная, но малозатратная оборона. И лишь в юго-восточной его части, где равнинная местность, в районе Тертерского и Агдамского районов сформирована многоэшелонированная линия траншей и других инженерных сооружений. Не исключено, что замысел маневров азербайджанских войск связан именно с отработкой задач по прорыву с Тертерско-Агдамского плацдарма позиций Армии обороны Нагорного Карабаха», – считает генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который долгое время служил в Закавказье. Кстати, именно Неткачев еще в июле 2008 года предсказал скорую войну Грузии против Южной Осетии, когда Тбилиси совместно с инструкторами США начал военные учения у границ непризнанной республики. При этом эксперт не уверен, что в случае развязывания военных действий Азербайджана против Карабаха в конфликт будут втянуты российские войска. Но вероятность возобновления вооруженного противостояния он оценивает как высокую.
С Неткачевым согласен военный эксперт полковник Владимир Попов: «Нет сомнения, что Азербайджан рассматривает планы решения конфликта военным путем. Хотя международное сообщество против таких действий, создается впечатление, что официальный Баку надеется на проведение молниеносных боевых операций по освобождению своих территорий. Это, конечно, очень авантюрный сценарий, напрямую затрагивающий интересы России. Но он возможен. При этом весьма вероятно участие в конфликте Турции», – констатирует эксперт.
Попов обращает внимание на то, что в настоящее время на полигоне «Камхуд» в Армении тренируются две разведывательные роты 102-й РВБ, которые с аналогичными армянскими подразделениями, видимо, составят основу подразделений сил специальных операций, формируемых Объединенным штабом ОДКБ. Кроме того, на высокогорном учебно-тренировочном комплексе «Алагяз» стрельбы выполняют военнослужащие танкового батальона 102-й РВБ. «Спецназ, пехота и танкисты, основу которых составляют военные профессионалы, должны прикрыть турецкое направление», – считает эксперт. Он уверен, что в случае развязывания новой войны за Нагорный Карабах туда из России прибудут миротворцы. «Не исключено, что миротворческая операция будет развернута под флагом ОДКБ. По этой тематике в сентябре 2012 года в рамках коллективной обороны вопросы уже отрабатывались», – обращает внимание Попов.