Находящийся с визитом в Латинской Америке президент Армении Серж Саргсян дал интервью ведущим аргентинским СМИ. Агентство «Telam», а также издания «La Nacion» и «Clarin» опубликовали текст интервью с Сержем Саргсяном.
Аргентинская пресса, в частности, отметила, что, по словам президента Армении, цель его регионального визита в Латинскую Америку – укрепление региональной солидарности в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян. В ходе визита в страны Латинской Америки президент Армении хочет привлечь внимание мировой общественности к взрывоопасной обстановке, которая сложилась на Кавказе из-за ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Несмотря на то, что Серж Саргсян не смог встретиться с президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер из-за ее проблем со здоровьем, глава армянского государства передал ей приглашение приехать в следующем году в Армению для участия в мероприятиях, посвященных столетней годовщине трагедии армянского народа.
– Вы пригласили будущего президента Турции посетить Армению к 100-й годовщине Геноцида армян. Существуют ли необходимые условия для этого?
– Для начала неплохо было бы узнать, кто будет следующим президентом Турции.
- Похоже, больше всего шансов победить на президентских выборах имеет действующий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган.
– Возможно. Давайте дождемся результатов выборов.
– Турция и сам Эрдоган продолжают отрицать Геноцид. Возможен ли пересмотр приглашения посетить Армению, направленного турецкой стороне?
– Турция настаивает на том, чтобы мы открыли архивы, чтобы они убедились в том, что геноцид был. Мы хотели бы пригласить их, чтобы дать им возможность увидеть своими глазами сотни тысяч людей, которые соберутся на мероприятия, посвященные 100-й годовщине Геноцида армян. Возможно, когда они все это увидят, никаких других доказательств не потребуются.
– Бытует мнение, что сейчас национализм в Турции переживает расцвет, что особенно заметно в ходе проведения предвыборной агитационной компании. Может ли это обострить и без того напряженные отношения между Турцией и Арменией?
– Этих отношений нет. А если их нет, то, каким образом можно осложнить наши отношения?
– Хорошо, тогда я попробую сформулировать вопрос немного по-другому: Азербайджан является стратегическим партнером Турции, и Анкара безоговорочно поддерживает позицию Баку в вопросе Нагорного Карабаха ...
–Но у нас нет никакой напряженной ситуации на границе Армении с Турцией, по крайней мере, политической. В отношениях же между Арменией и Азербайджаном существует напряженность, но она исходит от Азербайджана. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США) предлагают решить карабахскую проблему на основе трех принципов: неприменения силы и угрозы силой, территориальной целостности, права наций на самоопределение.
– В сентябре прошлого года президент Азербайджана угрожал захватить Ереван. В настоящее время ситуация ближе к войне или к миру?
– Мы не исключаем возможности возобновления военных действий. Однако я думаю, что у Азербайджана нет возможностей для такого рода действий. Они тратят огромные средства на закупку оружия, но это ещё не гарантия победы.
– Обусловлено ли стремление Армении вступить в возглавляемый Россией Таможенный союз необходимостью защиты Армении от возможной агрессии?
– Мы углубляем наши отношения с Россией, и это не новость. Более 20 лет назад Армения присоединилась к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и на протяжении этих лет с Россией были заключены многочисленные соглашения о сотрудничестве.
– Однако Россия за последнее время продала Азербайджану оружия на 2 миллиарда долларов...
– Для нас это очень болезненная тема, и наш народ очень обеспокоен тем фактом, что наш стратегический союзник продает оружие Азербайджану. Но я уверен, что у Армении есть большие возможности для того, чтобы защитить свои границы. Несмотря на то, что Россия продает оружие Баку, я не сомневаюсь, что в трудную для нас минуту Россия выполнит взятые на себя обязательства.
– Не осложняют ли союзнические отношения с Россией отношения с Европой в контексте событий в Украине?
– Вполне понятно, что вступление Армении в Таможенный союз не нравится европейцам. Однако я уверен, что наши европейские партнеры понимают, почему мы пошли на этот шаг.
– Кого вы пригласили на мероприятия, посвященные 100-й годовщине Геноцида армян?
– Приглашения были направлены главам всех государств, признавших Геноцид армян в Османской империи. Среди таких мировых лидеров был и покойный президент Аргентины Нестор Киршнер.
Источник: Panorama.am