Зангезурский медно-молибденовый комбинат имеет большие амбиции выйти на уровень ведущих мировых компаний отрасли, завод прилагает усилия по модернизации, в том числе в отношении экологических и других вопросов.
Об этом в беседе с «Арменпресс» заверил генеральный директор Зангезурского медно-молибденового комбината, президент группы компаний «Геопромайнинг» Роман Худолий, затронув ряд вопросов, в том числе и то, как государство-совладелец повлияло на работу комбината, что дало новые возможности.
- Зангезурский медно-молибденовый комбинат продолжает занимать лидирующие позиции в списке крупнейших налогоплательщиков Армении. С мая 2022 года, когда Вы взяли на себя управление комбинатом, резко возросли уплаченные в госбюджет налоги, в 2022 году были зафиксированы рекордные поступления по итогам четвертого квартала 143 млрд 933 млн 308 тыс драмов. Однако по итогам первого квартала 2023 года этот показатель снизился, хотя комбинат является вторым по величине налогоплательщиком, с общей суммой налогов, уплаченных в государственный бюджет в размере 15 млрд 487 млн 727 тыс драмов, но за тот же период прошлого года налогов, уплаченных комбинатом, было почти в два раза больше, как Вы объясните снижение, какие факторы способствовали этому?
- Горнодобывающая отрасль – бизнес цикличный, и делать выводы по итогам 3-х месяцев – дело неблагодарное. Хотя, если мы проанализируем первый квартал, то увидим, что почти половина налогов, выплаченных за первые 3 месяца прошлого года, были долгами прошлых лет. Кроме того, произошли изменения в системе налогообложения роялти. И наоборот, в первом квартале этого года, по сравнению с первым кварталом 2022 года, мы увеличили базовые налоговые платежи, роялти увеличились в два раза, аналогичные платежи по налогу на прибыль произведены, подоходный налог и социальный взнос увеличились в 9 раз, на 22 процента соответственно, а прочие налоги и сборы выросли на 54 процента. Итак, по итогам первых трех месяцев наша команда показала хороший результат, в результате в бюджет страны были зачислены значительные налоги. Более того, это произошло в таких условиях, когда курс драма значительно повысился, что очень негативно сказалось на секторе.
-Господин Худолий, как влияет на прибыль компании нестабильное состояние мировых цен на металлы и колебания курса доллара? Как Вы используете созданные возможности и наоборот, как компенсируете потери при падении цен? На данный момент какова ситуация с точки зрения мировых цен, и каково состояние компании в этом контексте?
- Как я уже говорил, майнинг - бизнес цикличный, и вопреки расхожему мнению, это далеко не легкие деньги , да и доходность далеко не всегда гарантирована. Мировые цены падают уже несколько лет, и горнодобывающая промышленность вынуждена затянуть пояса, ожидая стабилизации цен. Колебания обменного курса, инфляция существенно влияют на прибыль. В некоторых случаях компенсировать невозможно, но в целом единственный способ компенсировать - работать максимально эффективно, сократить ненужные затраты и оптимизировать работу всех структур компании.
- Горнодобывающие компании когда говорят о «дополнительных затратах», часто подразумевают затраты на экологические и социальные мероприятия. Планируете ли Вы сократить такие расходы?
- Экологические и социальные затраты никогда не бывают лишними, если они правильно спланированы и направлены на выполнение обязательств компании перед законом и обязательств ответственной компании перед обществом. Так вот, это те направления, где намеченное должно быть реализовано в любом случае. Другое дело, когда отрасль перегружена налогами, либо имеются крайне неблагоприятные внешние факторы политического или рыночного характера, которые, вопреки желанию, существенно снижают возможности расширения социальных проектов.
- Уже почти 2 года совладельцем комбината является правительство Армении. Как этот факт повлиял на работу комбината, какие возможности дал за этот период?
- Эффективное сотрудничество государства и предприятия такого размера в любой стране всегда дает стране возможность максимально эффективно использовать свои ресурсы. Я думаю, что у нас уже есть ощутимые результаты повышения производительности компании. Государство не принимает непосредственного участия в оперативном управлении предприятием, в этом смысле у нас нет особого режима работы. Все стратегические планы комбината - результат нашей совместной деятельности с государством. Во всем остальном к нам предъявляются те же требования, что и ко всем предприятиям отрасли: контролировать эффективное использование имеющихся ресурсов на благо народа и страны.
- Какова, на Ваш взгляд, роль комбината и горнодобывающей отрасли в целом в росте экономики Армении? Переход на альтернативные источники, электрификация транспорта требуют в 3, 4, а в некоторых случаях даже в десятки раз больше металлов, чем требовалось раньше для энергетики и машиностроения. Это означает, что перед всеми странами, обладающими горнодобывающим потенциалом, открываются новые возможности для расширения горнодобывающего сектора, привлечения новых инвестиций, получения доступа к новым рынкам и, таким образом, получения ощутимых экономических результатов.
- В этом смысле это период возможностей для горнодобывающей отрасли Армении. И в этом контексте ЗММК, который сейчас является локомотивом экономики страны, может быть лидером не только экономической трансформации и модернизации горнодобывающей отрасли, но и косвенно влиять на другие смежные отрасли экономики: строительство, транспорт, металлургию и другие секторы.
- Какие планы и задачи у ЗММК на ближайшее время? Ранее было сделано заявление о необходимости нового хвостохранилища, пересматривалось ли это заявление сегодня, какие работы ведутся в этом направлении, выбрано ли место возможного нового хранилища отходов?
- Группа компаний «Геопромайнинг» приступила к разработке стратегии развития компании с самого начала принятия в управление Зангезурского медно-молибденового комбината в 2021 году. Мы считаем стратегию хвостохранилища важной частью общей стратегии развития компании. Рассматривается несколько вариантов развития, включая хвостохранилище. И чтобы не давать обещаний отдельно от общей стратегии, могу вас заверить, что оптимальная и эффективная работа завода, безопасность наших общин и соответствие всех узлов нашего завода лучшим мировым экологическим стандартам будут на высоте. Это в центре всех наших решений.
- Какие шаги предпринимает комбинат для минимизации экологических рисков и соответствия мировым экологическим, социальным и управленческим стандартам?
- Мы стремимся быть не только конкурентоспособными, но и лидером на мировом рынке, учитывая, что сегодня ЗММК входит в 10 лидеров по производству молибдена в мире. Параллельно предпринимаются максимальные усилия по модернизации завода, включая наш подход к экологическим, социальным и управленческим вопросам. Сегодня без него невозможно представить современную горнодобывающую компанию. У нас большие амбиции выйти на уровень ведущих мировых компаний. И эти амбиции подразумевают ежедневную работу нашей команды устойчивого развития. Например, сейчас ведется работа по отчетности об углеродном следе деятельности компании в соответствии с международными стандартами отчетности TCFD (Task Force on Climate Financial Disclosure). Нас об этом еще никто не просил, но мы хотим быть проактивными, лидерами не только в производстве, но и в устойчивом развитии.
- В Армении также планировалось построить медеплавильный завод, на какой стадии сейчас находятся эти работы, когда будет готов проект? Известно ли окончательно, где он будет построен и какие возможности даст?
- В настоящее время две крупные международные компании разрабатывают для нас предварительное ТЭО строительства плавильного завода. В этом ТЭО будут подробно описаны технологические подходы и все аспекты строительства и эксплуатации плавильного завода.
- Нам также известно, что после очередного обстрела азербайджанских вооруженных сил работа золотого рудника Сотка была остановлена по соображениям безопасности, в настоящее время он не эксплуатируется. Как сложится судьба рудника, когда можно будет его эксплуатировать?
- Мы тесно сотрудничаем с правительством Армении по этому вопросу.
Интервью вела: Анна Григорян