Орудия армии Нагорного Карабаха всегда в высокой боевой готовности. Фото Виктора Литовкина
Кавказ вступил в очередной год в том же «стабильно нестабильном» состоянии, в котором провел весь постсоветский период – войны всех со всеми. Хотя в данный момент это в основном холодная война. В нынешнем году (по крайней мере, в первом квартале) большое влияние на ситуацию в регионе окажут Олимпийские игры в Сочи. Это мероприятие, изначально абсурдное (при наличии Сибири проводить зимние игры в субтропиках, мягко говоря, странно), уже принесло России колоссальные убытки и проблемы, которые никогда не окупятся ни в материальном, ни в психологическом плане.
Наш собственный Северный Кавказ практически неизбежно обеспечит нам предолимпийское обострение, о чем свидетельствуют события в Волгограде в последние дни ушедшего года. Победить терроризм никак не получается, чему есть причины как внутренние, так и внешние.
Другая часть Кавказа «остывать» не собирается. Новая война за Нагорный Карабах практически гарантирована, поскольку ни Ереван, ни Баку от этой территории не откажутся, а найти компромисс возможным не представляется (пока никто еще не смог внятно объяснить, как конкретно этот компромисс должен выглядеть, если позиции сторон являются взаимоисключающими). Война не возобновляется лишь потому, что у Азербайджана нет достаточного военного потенциала для достижения решающей победы над хорошо укрепившимися, отлично подготовленными и высоко мотивированными армянскими войсками. Но благодаря значительным нефтяным доходам Баку этот потенциал стремительно наращивает, как за счет импорта, так и за счет собственного производства. В настоящий момент на постсоветском пространстве по темпам обновления своих ВС Азербайджан уверенно занимает второе место после России.
И именно Россия в последние годы вносит решающий вклад в укрепление военного потенциала Азербайджана, о чем говорилось в статье Nothing personal, only business («НВО» № 34, 20.09.13). Баку в очень значительных количествах приобретает у Москвы новейшие наступательные вооружения (танки Т-72, БМП-3, САУ «Мста», РСЗО «Смерч» и ТОС-1А, ударные вертолеты Ми-35М), дополняемые весьма полезными оборонительными (ЗРС С-300ПМ). Благодаря этим поставкам ВС Азербайджана, пожалуй, впервые получили возможность достичь по-настоящему серьезного превосходства над ВС Армении и НКР.
Если бы в вопросах торговли оружием Москва руководствовалась только и исключительно финансовой стороной проблемы, то в массированных продажах оружия Азербайджану ничего удивительного не было бы. Но дело в том, что в действиях Москвы всегда был очень значим геополитический аспект. Даже далекой Венесуэле, имеющей огромные доходы от нефти (как и Азербайджан), Россия поставляет оружие в кредит (в отличие от Азербайджана). А уж проблема интеграции на постсоветском пространстве является для Москвы абсолютным приоритетом, за интеграцию она традиционно готова платить, причем много. В связи с этим поставки наступательных вооружений в Азербайджан представляются удивительными. Очень несложно догадаться, что приобретаются они не для парадов в Баку, а для возвращения Карабаха. И это при том, что Армения, против которой это оружие будет применено, является членом ОДКБ, а Азербайджан входит в антироссийский ГУАМ (практически умерший, но формально не распущенный).
Указанные поставки оружия явно приближают войну и, тем самым, создают значительные проблемы самой России. Если Азербайджан решится-таки на восстановление своей территориальной целостности, Москва окажется перед тяжелейшим выбором. Конечно, можно сохранить нейтралитет под тем предлогом, что НКР юридически является частью Азербайджана, а территория самой Армении боевыми действиями не затронута. Но прекрасно понятно, что подобное поведение нанесет сокрушительный удар по репутации России как надежного союзника, причем не только в Армении, но на всем постсоветском пространстве. Либо придется воевать с противником, которого мы сами вооружили до зубов, то есть нести весьма значительные потери. А этого уже не поймет население самой России.
Возможно, в Москве даже осознали, что сделали что-то не то, точнее – совершили грубейшую геополитическую ошибку. Отсюда возникло знаменитое прошлогоднее интервью командира 102-й военной базы РФ в Армении полковника Андрея Рузинского «Красной звезде» с фразой: «В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности». Эти слова вызвали сильнейший резонанс как в Баку, так и в Ереване. Особенно в Баку, где сразу вспомнили, что юрисдикция ОДКБ не должна распространяться на НКР.
На самом деле полковник высказался достаточно обтекаемо: «военная база может вступить в вооруженный конфликт». То есть может и не вступить. Все зависит от того, какой поступит приказ из Москвы, офицер обязан его выполнить и не задумываться о том, на что распространяется или не распространяется юрисдикция ОДКБ (об этом пусть думают в Кремле). Впрочем, сама по себе возможность того, что Россия может поддержать Армению в войне за Карабах, на официальном уровне упомянута впервые. Абсолютно ясно, что в армейском официозе не могло появиться «личного мнения» действующего полковника, тем более по столь важному политическому вопросу. Здесь имел место ясный message Москвы в адрес Баку: воевать за Карабах не надо.
Таким образом, Россия в очередной раз в своей истории создала себе проблему, которую теперь необходимо решать. Возможно, последуют поставки оружия теперь уже в Армению, только не по экспортным, а по внутренним ценам, но пока ничего такого не наблюдается. Остается надеяться, что в Баку правильно поймут слова полковника Рузинского. По крайней мере, до конца Олимпийских игр в Сочи.
Источник: nvo.ng.ru