lenta.ru: Пока внимание отечественных СМИ было приковано к переговорам в «нормандском» формате, в Армении набирали обороты процессы, способные оказать существенное влияние на дальнейший вектор развития республики и всего Закавказья. В четверг, 12 февраля, на Совете правящей Республиканской партии Армении выступил действующий глава государства Серж Саргсян и, по мнению местных наблюдателей, фактически «объявил войну» лидеру второй по влиятельности партии «Процветающая Армения», олигарху, одному из богатейших людей страны Гагику Царукяну. От исхода этого противостояния, в которое вовлечены практически все политические силы республики, зависит будущее ближайшего союзника и, соответственно, судьба российско-армянских отношений.
В середине 2014 года объединенная «четверка» парламентских партий «Процветающая Армения» (ПА), «Наследие», Армянская революционная федерация (АРФ) «Дашнакцутюн» и Армянский национальный конгресс (АНК) предъявила действующей власти ультиматум из 12 пунктов, требующих немедленного проведения в стране экономических и социальных реформ. Срок так и не исполненного ультиматума уже истек, Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а сама «четверка», из которой вышла АРФ «Дашнакцутюн», превратилась в «тройку». Однако объединение оппозиционных сил показало власти как свою жизнеспособность, так и свои возможности. Осенью 2014 года оппозиция в короткие сроки вывела на уличные акции в Ереване много недовольных граждан.
5 февраля на проведенном по инициативе Царукяна съезде оппозиционных сил лидер ПА подверг резкой критике правительственный проект конституционной реформы, предусматривающей переход к парламентской форме правления. По мнению противников действующей власти, таким образом правящая Республиканская партия и президент Саргсян намерены сохранить за собой ведущую роль в политике государства. Царукян предупредил, что, если власть не откажется от этих планов, народу не останется ничего другого, «кроме как заставить руководство страны пойти на досрочные парламентские и президентские выборы». К слову, на них лидер «Процветающей Армении» рассчитывает выступить уже как единый кандидат от оппозиции.
После этого заявления олигарха события развивались молниеносно. 7 февраля в Ереване был похищен и жестоко избит член политического совета партии «Процветающая Армения» Артак Хачатрян. В преступлении некоторые функционеры ПА тут же обвинили высшее руководство страны, призвав все оппозиционные силы бойкотировать заседания парламента до окончания расследования, а прозападная партия «Наследие» назвала случившееся не иначе как «террористическим актом» властей.
Реакция главы государства на выпады в свою сторону не заставила себя долго ждать. 12 февраля состоялось заседание Совета Республиканской партии, посвященное исключительно Царукяну и его амбициям. Роль основного оратора была отведена президенту страны. В своей речи Серж Саргсян не стеснялся использовать такие выражения, как «Доди Гаго» (с армянского — «тупица Гаго»), усомнился, что Царукян в полной мере осознает смысл озвучиваемых им заявлений, а также призвал олигарха не путать политическое поле с Федерацией армрестлинга (Царукян имеет достижения в этом виде спорта). По словам Саргсяна, адресованным его соратникам по партии, человек, владеющий необходимыми механизмами для участия в политических процессах, но с ограниченными умственными способностями неизбежно становится тормозом для какого-либо развития. В довершение президент назвал лидера «Процветающей Армении» «злом для страны», объявил о его исключении из Совета национальной безопасности, призвал парламентское руководство рассмотреть вопрос о лишении политика депутатского мандата, а исполнительные власти — разобраться в слухах о якобы имеющих место со стороны Царукяна уклонении от уплаты налогов и сокрытии уголовных преступлений. Речь президента представителями власти была воспринята как сигнал к действию, в критике лидера оппозиции отличились все занимающие хоть сколь-нибудь значительные места в административной иерархии Армении чиновники, начиная от глав правительства и парламента, заканчивая руководством министерств.
На созванном по итогам президентского выступления заседании политического совета «Процветающей Армении» Царукян заявил, что действия властей в его отношении — результат позиции партии по проекту конституционной реформы. Он отметил, что руководство государства предлагало ему пост президента страны в обмен на поддержку политических преобразований.
В срочном порядке стартовали совместные консультации лидеров оппозиции в формате «тройки», в результате чего было объявлено о проведении 20 февраля на площади Свободы в Ереване общенационального митинга с требованием досрочных парламентских и президентских выборов. Причем к своим протестам «тройка» активно стремится привлечь и другие политические силы страны.
Перспектива выхода противоборства из кабинетов и залов заседаний на улицы армянских городов усугубляется существенным ухудшением социально-экономической обстановки в стране, связанной с ослаблением вслед за рублем армянского драма. В сочетании с высоким уровнем коррупции и недоверием к действующей власти снижение уровня жизни способно подтолкнуть граждан Армении к активным действиям не столько в поддержку попавшего в опалу олигарха, сколько против правящей партии и главы государства.
Особое значение назревающий в Армении протест имеет и для отношений с Россией. С января 2015 года страна — полноправный член ЕАЭС, с этим фактом прозападная оппозиция республики пытается увязать ухудшение экономических показателей страны. Хотя сам Царукян и лидер союзной ему партии АНК Левон Тер-Петросян выступали за участие страны в интеграционных инициативах Москвы, партия «Наследие» пропагандирует сближение с Западом вплоть до членства в ЕС. Свои же переговоры о совместных с «Процветающей Арменией» и АНК действиях лидер «Наследия», бывший гражданин США Раффи Ованнисян начал с посещения польского диппредставительства, где встретился с послом Варшавы Ежи Новаковски.
Не секрет, что в Армении на деньги западных грантов активно действуют различного рода неправительственные организации и «гражданские инициативы», готовые использовать любой информационный повод для дискредитации партнерства Еревана с Москвой. Неправительственный сектор совместно с активистами и функционерами «Наследия» активно участвовал в протестах после убийства в Гюмри военнослужащим 102-й военной базы семьи Аветисян, причем появление на уличных акциях антироссийских лозунгов во многом связано с деятельностью НПО.
Эти же силы незамедлительно обозначили намерение принять участие в протестах на стороне Царукяна. Последний, в свою очередь, публично заявляя, что протест касается исключительно внутриполитической повестки, в целях консолидации под своими знаменами наибольшего числа противников властей рискует вывести на улицы значительное число сторонников европейской интеграции, настроенных на развитие событий по «оранжевому» сценарию.
В таких условиях высока вероятность, что протест приобретет не только антиправительственный, но и антироссийский характер.
Для самого же Царукяна, по всей видимости, остается два пути: согласиться на уступки и отказаться от собственных политических амбиций либо же идти в своем столкновении с властью до конца, выводя на улицы массы недовольных граждан. И если взглянуть на логику действий лидера «Процветающей Армении», он отдает предпочтение второму варианту. А это означает, что в ближайшее время политическая обстановка в республике может развиваться по радикальному сценарию, закладывая тем самым фундамент для создания на южном рубеже России нового очага напряженности.
Николай Банин