По словам президента Беларуси, Москва «шпыняет» его за «разворот на Запад»
REGNUM. Россия не дождётся реализации «пяти интеграционных проектов», в частности - не получит контроля над ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ). Об этом 14 августа заявил Александр Лукашенко, посещая госпредприятие.
Проходя по заводу вместе со съёмочной группой, Лукашенко подверг резкой критике руководство Российской Федерации, которое якобы отказалось от помощи своему номинальному союзнику. По словам Лукашенко, Россия его «шпыняет» за «разворот на Запад», и чтобы этого не было - «надо показывать истинное лицо России», а оно алчное и отнюдь не союзническое.
Руководитель постсоветской республики посетовал на отсутствие возможностей производить самолёты и другие виды высокотехнологичных вооружений, уходя от внешней зависимости. Он распорядился производить комплектующие для самолётов, выйти на производство ракет и отказаться от российских броневиков, закупая белорусский аналог - «Кайман», который якобы лучше российского «Тигра».
Лукашенко заявил, что Россия «должна» предоставить ему оружие, т.к. в Белоруссии якобы находится «общая армия». Он отметил, что Россия отказывается не только поставлять вооружение, но даже комплектующие, пытаясь оказать давление на руководителя постсоветской республики и «за бесценок» приобрести такие заводы, как МЗКТ, который производит шасси для ракетных установок.
«Нас пугают, что Россия, мол, изобретёт свои «сороконожки» и будет ядерные боеголовки перевозить на своих - и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет - пускай изобретают!», - заявил Лукашенко, обращаясь к директору госпредприятия и группе сопровождающих его чиновников.
Он подчеркнул: Россия не стремится приобрести МЗКТ по реальной стоимости, которая в Минске кем-то оценена в $3 млрд. «Если продать! У нас же за бесценок его хотят забрать!», - заявил Лукашенко.
Позже он развил тему на встрече с «представителями трудового коллектива завода». Небольшая группа «простых рабочих» в белоснежных рубашках и костюмах с галстуками задали Лукашенко несколько вопросов, чётко выговаривая непростые формулировки. Их интересовали темы профсоюзной жизни, арендного жилья и др. Руководитель постсоветской республики обозначил свою позицию по ряду наболевших у него вопросов, среди которых - реализации «пяти интеграционных проектов».
Напомним, что одним из данных проектов является слияние МЗКТ с российской ГК «Ростех» («Ростехнологии»). Ещё 16 марта Александр Лукашенко при назначении Игоря Летова гендиректором МЗКТ заявил, что МЗКТ останется белорусским госпредприятием. «Никакой игры в продажу, перепродажу. Государство оценило это предприятие, - сказал Лукашенко. - Плати деньги - получай акции. Нет денег - до свидания. Имейте в виду: ваша задача, любого руководителя - не продать предприятие, приватизировать его или еще как-то, а сохранить. Это народное предприятие».
«Очень активно себя в этом направлении ведёт Российская Федерация:«Мы хотим, мы хотим, продайте нам это завод». Когда мы начинаем называть цену - они широко открывают глаза. Тогда я говорю: «До свидания», - поделился Лукашенко подробностями переговоров. - То есть если что-то и продавать, то это надо продавать за деньги, и за деньги большие. Но нам часто говорят: «Вы знаете, мы можем за миллиард долларов такой завод построить, а вы от нас требуете два миллиарда». Я говорю: «Попробуйте!». Завод можно построить, стены недорого стоят, оборудование можно купить, и кредиты дадут те, кто производит оборудование. А вот людей научить работать на этом оборудовании и в этих стенах, создать школу для того, чтобы получать качественный продукт - это даже не годы, а это десятилетия».
Лукашенко уверен: замены продукции МЗКТ в России нет, равно как и замене продукции «МТЗ». Он призвал активнее работать на российском рынке, удержать его.
«Мы пока продавать это предприятие не намерены, - подчеркнул Лукашенко. - Оно должно работать у нас. Это показатель того, как можно и в сложных условиях работать».
На прощание директор МЗКТ подарил Лукашенко копию ракетной установки «Полонез», которая выпускается на шасси данного завода. И здесь Лукашенко не преминул заявить о своей обиде на Россию, отметив, что без его своевременного указания Белоруссия лишилась бы защиты, обеспечиваемой такой техникой, т.к. «нам наши братья россияне перестали помогать нам самих себя защитить».