«Журналист Ваграм Агаджанян и его газета «Третья Сила Плюс», закрытая усилиями ФСБ России, не вписываются в армянские и карабахские реалии». К такому выводу пришли в некоторых российских госструктурах, изучив газетные публикации, после чего с банковского счета издания были похищены все журналистские сбережения. Об этом семье Агаджанянов сообщили хорошо информированные источники в Москве и Степанакерте. Согласно этим сведениям, власти России приказали армянским коллегам запретить журналисту заниматься профессиональной деятельностью. И вот уже 4-й год «армянские» чиновники в Степанакерте и Ереване успешно справляются с этим заданием.
По уточняющимся данным, с 1993 года по сей день для властей РФ в РА и НКР составляются строго секретные «черные» списки «неблагонадежных лиц», которые, по определению ФСБ, «не вписываются» в армянские реалии. К их числу, «естественно», относятся, прежде всего, лица с национально-демократической ориентацией. То есть все те, кто имеет наглость мыслить самостоятельно, периодически смахивает с «ушей» увесистые порции «лапши» государственных СМИ и не падает в обморок от счастья при упоминании слов «Сталин» и «Гулаг», «Нет высоким каблукам и кружевному белью!», прочих дремучих большевистских идеологем.
Источники сообщают, что по желанию Москвы давно бы прикрыли оставшиеся редкие независимые СМИ, но боятся международного резонанса, в первую очередь реакции Запада. Плюс к этому «настоящей головной болью для ФСБ» стало непрекращающееся уже 4-й год сопротивление «Третьей Силы Плюс». Примечательно, что и авторы московского приказа, и его армянские исполнители, по тем же сведениям, предпочитают отдыхать и лечиться на Западе, имеют там бизнес, банковские счета, имущество, отправляют туда свои семьи, близких и родных. Но на Родине, под публичные заверения в приверженности европейским ценностям, ведут настоящую криминальную войну с этими ценностями, прежде всего – с независимыми СМИ и демократически ориентированными журналистами.
Процесс преследований Ваграма Агаджаняна возобновился с 2011 года, когда с банковского счета «Третьей Силы Плюс» («ТСП») «исчезли» последние финансовые сбережения газеты (памятуя о враждебном отношении властей Армении и НКР к главному редактору и к возглавляемой им газете, было решено временно отказаться от услуг армянских банков и хранить деньги в московском Альфа-банке). Газетные средства украл подполковник ФСБ Вадим Поздышев, которого спешно уволили с госслужбы за это воровство, но деньги журналистам возвращать не хотят.
Армянская газета проявила неслыханную дерзость – потребовала от властей РФ вернуть украденные средства. В ответ кампания гонений только усилилась – особенно после 24 декабря 2013 года, когда были даны соответствующие указания на состоявшейся в Москве закрытой встрече армянских чиновников с представителями кремлевской администрации. С тех пор до наших дней государственные структуры Нагорного Карабаха принимают все меры для исполнения приказа из Москвы - с использованием факторов психологического воздействия (по уточняющимся сведениям – вплоть до установления почти круглосуточного наружного наблюдения за квартирой журналиста).
У главного редактора незаконно закрытой газеты нет собственного бизнеса, банковских счетов и имущества за рубежом, как, скажем, почти у всех карабахских и многих армянских чиновников. Журналистика – его единственная специальность и лишив его возможности заниматься ею, власти России, Армении и НК, по сути, лишают его права на существование, принуждая Агаджаняна или к противоправным действиям, чтобы потом обвинить его в нарушении правопорядка (чего никак не могут добиться – журналист протестует строго в рамках законности), или к отъезду за рубеж. Нагорный Карабах и Армению уже покинули многие представители СМИ, не выдержавшие преследований и тюремных заключений. Последним таким случаем стал председатель Степанакертского пресс-клуба Гегам Багдасарян: он попросту продал квартиру и выехал за пределы НК. Сейчас карабахский пресс-клуб действует за пределами Карабаха. Ваграма Агаджаняна властям не удается «сломать»: несмотря на три незаконных тюремных заключения и целый ворох уголовных дел, один за другим провалившихся даже в экзотических карабахских «судах», он не покидает Родину. Как долго продолжатся эти бесчинства армянских и российских властей, сказать пока трудно…
Не довольствуясь грабежом независимого издания, местные исполнители иностранных приказов, с мстительностью средневековых зулусов, усиливают давление на Агаджаняна и его семью и в уголовной сфере. Власти Карабаха отказываются пересмотреть незаконное уголовное дело и незаконный приговор суда в отношении журналиста, вызвавшие осуждение правозащитных и журналистских организаций десятков стран мира. Трагикомизм ситуации в том, что два президента Карабаха – Аркадий Гукасян и Бако Саакян – в ходе личных встреч с Ваграмом Агаджаняном признали незаконность действий властей. Но ситуация не меняется, поскольку есть четкий приказ из Москвы о продолжении преследований журналиста.
Несмотря на это, главный редактор закрытого издания не намерен мириться с беззаконием, и продолжает борьбу за восстановление справедливости и собственных прав. 28 апреля семья Агаджаняна обратилась к генеральному прокурору НКР Артуру Мосияну с открытым письмом, копии которого направлены президентам Армении и НКР, представительствам ООН и ОБСЕ, посольствам в Ереване, правозащитным и журналистским организациям. В нем говорится:
«Уважаемый господин Мосиян! Как Вам хорошо известно, представители Полиции НКР, без санкции Прокуратуры НКР, произвели у меня в квартире незаконный обыск, в ходе которого они, цитирую, «арестовали 2 экземпляра газет», в которых я работал. В тот же день меня пригласили «на собеседование» в Полицию НКР, где неожиданно, не предъявив никаких обвинений, задержали и отвезли в Степанакертский изолятор временного содержания. На 4-е сутки, до суда и оглашения приговора, ко мне ночью в камеру ворвались 4 спецназовцев в масках, скрутили мне руки и, надев на меня наручники и мешочек на голову, отвезли в Шушинскую тюрьму, где я и узнал, что арестован по обвинению в клевете на власти Карабаха. По одной газетной публикации против меня было возбуждено два (!) уголовных дела – факт, не виданный даже в самых отсталых государствах мира.
Конкретной причиной незаконного ареста, уголовного дела, а впоследствии и незаконного решения суда стала моя статья «Для простых граждан в бюджете денег нет», в которой я описал мучения 30 семей крестьян, которых лишили льгот, предусмотренных специальным постановлением Правительства НКР. Правоохранители и председатель горсуда посчитали это клеветой в адрес властей, заявив, что они проверили и этих крестьян в природе не существует. Возмущенные этой ложью, крестьяне выступили в печати с заявлением, оповестив общественность и власти о том, что они не только существуют, но и готовы выступить свидетелями на суде (копия этого заявления, опубликованная в прессе, прилагается). Председатель горсуда отказался выслушать свидетелей – без объяснений своего незаконного решения, без всяких оснований, грубо нарушив законодательство НКР. В итоге я был приговорен к 1 году тюремного заключения, которое было заменено на год условного тюремного заключения с двухгодичным испытательным сроком.
Несмотря на то, что власти НКР были предупреждены мной и членами моей семьи о тяжелой сердечной болезни моей матери – Розы Аветисян, о курсе лечения, которое она в тот момент проходила, несмотря на то, что мы просили власти отсрочить оглашение незаконного приговора, поскольку это может привести к трагическим последствиям, председатель горсуда и другие официальные лица все-таки приняли решение довести свое преступление до конца – по статье № 131 часть 2 (уголовное дело № 1-45) приговор был вынесен и оглашен (копия приговора суда прилагается). В результате бесчеловечного решения моя мать скончалась от острой сердечной недостаточности (копия свидетельства лечившего ее врача прилагается).
Господин Мосиян! Занимая должность руководителя Службы национальной национальной безопасности, нынешний президент НКР Бако Саакян при нашей встрече заявил, что власти допустили несправедливость по отношению ко мне. Те же самые слова сказал мне Аркадий Гукасян, бывший в то время Президентом НКР и признавший вину властей в этом деле - тоже при нашей встрече. Сложилась странная ситуация: два президента НКР признали мою невиновность, а незаконное решение суда до сих пор не пересмотрено, равно как и не возмещен ущерб, понесенный мной и моей семьей в результате незаконных решений правоохранительных органов Карабаха.
В ходе своих антиконституционных действий власти Нагорного Карабаха нарушили, как минимум, семь статей Уголовного Кодекса НКР. Это статьи УК № 168 (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), № 374 (Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), № 361 (Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности), № 362 (Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), № 375 (Фальсификация доказательств), № 378 (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), № 323 (Превышение должностных полномочий). Была нарушена и статья № 359 действовавшего тогда УПК НКР, в которой говорилось: «…если приговор суда может повлечь за собой особо тяжкие последствия для осужденного или членов его семьи, он должен быть отложен». Последняя статья применяется даже к опасным преступникам. А ведь в моем случае речь шла о журналисте, безвинно осужденном человеке. Я уж не говорю о других мелких и крупных правонарушениях (издевательское отношение в тюрьме, запугивания, принуждение к лжесвидетельству и т.д.). И всё это за то, что я в своей статье попытался защитить права группы несчастных, обездоленных крестьян, которых власти довели до неописуемого отчаяния…
Господин генеральный прокурор! По отношению ко мне и членам моей семьи совершено чудовищное беззаконие, вызвавшее осуждение не только СМИ и правозащитных организаций десятков стран мира, но даже тех, кто ее осуществил. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями УПК НКР №№187, 188, 190, 191, 192 и 193, требую от Вас немедленно возбудить уголовные дела в отношении Полиции НКР, осуществившей незаконный обыск в нашей квартире без санкции прокуратуры, незаконное задержание и незаконное содержание журналиста в тюрьме; в отношении представителя Прокуратуры НКР, возбудившего незаконное уголовное дело против журналиста; против бывшего председателя Степанакертского городского суда, вынесшего заведомо неправосудный приговор и нарушившего целый ряд статей Уголовного Кодекса НКР.
Напоминаю Вам также, что статья о клевете (№ 131), по которой меня судили, изъята из Уголовного Кодекса даже Нагорного Карабаха. Даже если обвинения властей в адрес автора этих строк были бы законны, дело в любом случае должно быть пересмотрено. В описываемом же случае состав преступления отсутствует полностью. Все проще простого: карабахский суд заявил, что 30 семей крестьян, о мытарствах которых я писал в газете, не существует. Крестьяне же выступили в прессе и заявили, что они существуют и готовы явиться в суд по первому же вызову. Но судья отказался их вызвать и опросить в качестве свидетелей. То есть грубо нарушил закон и должен быть привлечен к уголовной ответственности, даже если он является родственником высокопоставленного карабахского чиновника.
Сообщаю Вам, что копии этого заявления отправлены президентам Армении и НКР гг. Сержу Саргсяну и Бако Саакяну.
Требую от Вас ответить на мое заявление в соответствии с порядком рассмотрения обращений граждан».
Сусанна АГАДЖАНЯН
Сестра журналиста, заведующая теоретическим отделом
Степанакертской музыкальной школы имени Комитаса»
28 апреля 2015 г.
P.S. Напомним, что «Третья Сила Плюс», незаконно закрытая стараниями властей России, зарегистрирована на территории Республики Армении, в полном соответствии с требованиями армянского законодательства (номер свидетельства госрегистра 031077336, выдано 17.09.2007 г.). Главный редактор «ТСП», как и большинство сотрудников редакции – также граждане Армении, которая, по словам президента Сержа Саргсяна, «является сегодня страной свободы слова и свободы печати»…