В Армении и Нагорном Карабахе разгорается нешуточный скандал вокруг незаконно закрытой независимой армянской газеты «Третья Сила Плюс». Армянские власти, координируя свою деятельность с российскими коллегами из ФСБ, развернули целую кампанию по травле главного редактора издания Ваграма Агаджаняна и его семьи. Процесс контролируется властями Армении, руководителем НК Бако Саакяном и заинтересованными госструктурами Российской Федерации – в первую очередь ФСБ и МИД РФ.
Недовольство властей Армении и Карабаха вызвала статья Ваграма Агаджаняна «Для простых граждан в бюджете денег нет». В ней журналист описал мучения 30 семей крестьян, которых власти Карабаха лишили целого ряда льгот и преференций, установленных специальным правительственным решением. Доведенные до отчаяния многомесячными гонениями со стороны карабахских чиновников, крестьяне обратились за помощью к СМИ НК. «Неужто среди вас нет ни одного мужчины, кто написал бы про наши муки?», - спросили журналистов сельчане. Но карабахские СМИ не осмелились осветить ситуацию, прекрасно сознавая последствия этого шага. Откликнулся только Ваграм Агаджанян, опубликовавший упомянутую выше статью. Материал журналиста вызвал серьезный резонанс не только в Армении и НК, но и в армянской диаспоре. Спустя некоторое время проблемы карабахских сельчан были вынужденно решены. Но начались проблемы у самого журналиста…
Представители карабахской полиции, без санкции прокуратуры НК, ворвались в 8 утра в квартиру В.Агаджаняна, произвели незаконный обыск, в ходе которого потребовали сдать золото, деньги, драгоценности, наркотики и оружие. Ситуацию не смягчил и тот факт, что мать журналиста проходила дома курс лечения сердечного недуга. «Золота, драгоценностей и наркотиков у меня нет. Только оружие», - спокойно заявил Агаджанян служителям закона. «Где оно?! Вытаскивай!», - закричали они. Агаджанян протянул им свою авторучку: «Вот оно. Другого оружия у меня нет». Разъяренные полицейские, не найдя ничего, цитируем, «арестовали 2 экземпляра газеты» и «пригласили» Агаджаняна на «собеседование» в полицию НК. Там, не предъявив никаких обвинений, они неожиданно задержали его и отвезли в Степанакертский изолятор временного содержания.
На 4-е сутки, до суда и оглашения приговора, ночью в камеру к журналисту ворвались 4 вооруженных автоматами спецназовцев в масках, скрутили ему руки и, надев наручники и мешочек на голову, отвезли в Шушинскую тюрьму, где он и узнал, что арестован по обвинению в «нарушении Закона о военном положении» (какой пункт этого закона был «нарушен» - так и не указали). По одной газетной публикации против Агаджаняна было возбуждено два (!) уголовных дела – факт, не виданный даже в самых отсталых государствах мира. В суд журналиста доставили наголо остриженным и в наручниках.
В зале суда Агаджанян узнал, что он, оказывается, «нарушил» не Закон о военном положении, а «скомпрометировал власти республики своей публикацией». Правоохранители и председатель карабахского суда посчитали статью журналиста клеветой в адрес властей, заявив, что «они проверили», и упомянутых в статье крестьян в природе не существует. Возмущенные этой ложью, крестьяне выступили в печати с заявлением, оповестив общественность и власти о том, что они не только существуют, но и готовы выступить свидетелями на суде и что каждое слово журналиста соответствует действительности (копия этого заявления была опубликована в СМИ и направлена президентам Армении и НК).
Однако председатель суда Наири Акопян отказался выслушать свидетелей – без объяснений своего решения, без всяких оснований, грубо нарушив законодательство НК. Представительница карабахской прокуратуры и русской общины Карабаха Игошкина потребовала 5-летнего тюремного заключения журналиста. Но Ваграм Агаджанян был приговорен к 1 году тюрьмы. Позже, после многочисленных протестов ереванских СМИ, армянской общественности и многих правозащитных организаций мира, это решение было заменено на год условного тюремного заключения с двухгодичным испытательным сроком.
Несмотря на то, что власти Карабаха были предупреждены о тяжелой сердечной болезни матери журналиста – Розы Аветисян, о курсе лечения, которое она в тот момент проходила, несмотря на то, что семья журналиста просила власти отсрочить оглашение незаконного приговора, поскольку это может привести к трагическим последствиям, председатель суда и другие официальные лица все-таки приняли решение довести свое преступление до конца – приговор был вынесен и оглашен.
В результате бесчеловечного решения мать Агаджаняна скончалась от острой сердечной недостаточности (копия свидетельства лечившего ее врача была направлена президентам Армении и НК). Примечательная деталь: несмотря на мощное давление властей, все карабахские судьи отказались вести это позорное дело, кроме одного – Наири Акопяна, сына председателя Союза писателей НК Вардана Акопяна - по слухам, родственника нынешнего президента НК Бако Саакяна (их корни, по уточняющимся данным, тянутся в гадрутское село Арпагядук). Дрожащим голосом огласив приговор и нервно вытирая пот с лица, Акопян быстро выбежал из зала суда под громкие крики и ругань журналистов, других присутствующих. Бако Саакян, помимо того, что занимает кресло руководителя НК, является членом российской Академии госбезопасности и кавалером российского ордена «Петр Великий» 1-й степени.
По мнению многих авторитетных адвокатов Армении и НК, в ходе своих антиконституционных действий армянские власти нарушили, как минимум, семь статей Уголовного Кодекса. Это статьи УК № 168 (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), № 374 (Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), № 361 (Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности), № 362 (Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), № 375 (Фальсификация доказательств), № 378 (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), № 323 (Превышение должностных полномочий) и № 359 действовавшего тогда УПК НКР, в которой говорилось: «…если приговор суда может повлечь за собой особо тяжкие последствия для осужденного или членов его семьи, он должен быть отложен».Последняя статья применяется даже к опасным преступникам. В указанном же случае речь шла о журналисте, безвинно осужденном человеке.
Власти допустили множество и других, более «мелких» правонарушений (издевательское отношение в тюрьме, запугивания, принуждение к лжесвидетельству и т.д.). И всё это за то, что в своей статье Агаджанян защитил права группы несчастных, обездоленных крестьян, которых карабахские чиновники, в первую очередь премьер-министра НК, довели до неописуемого состояния…
Преступление армянских властей осудили сотни СМИ и правозащитных организаций мира, в том числе Комитет по протекции журналистов (США), Репортеры без границ (Франция), Эмнисти интернейшнл (Великобритания) и многие-многие другие структуры, даже Союз журналистов России (!). В Европе Ваграм Агаджанян был объявлен «узником совести». В результате мощной международной волны протеста тюремное заключение было заменено годом условного заключения с двухгодичным испытательным сроком.
Потерпев, так сказать, морально-психологическое поражение в этом противостоянии, власти затаили злобу на журналиста, не довольствуясь бесчинствами против него и его семьи. В последние годы Ваграм Агаджанян возглавлял газету «Третья Сила Плюс» («ТСП») - уникальное в своем роде издание, коллектив которого был укомплектован исключительно из представителей конфликтных стран и регионов. В газете спокойно сотрудничали журналисты Армении, НК и Азербайджана, России и Грузии, Израиля и Ирана, Турции и Курдистана, Абхазии, Осетии, Сербии, Чехии и т.д. «ТСП» стало единственной армянской газетой, где на постоянной основе работал и азербайджанский корреспондент. Это редкое, почти беспрецедентное явление в истории масс-медиа, как минимум, Южнокавказского региона.
Параллельно было заключено партнерское соглашение о сотрудничестве между «ТСП» и французской газетой «Ле Монд дипломатик». Финансовые средства армянского издания хранились в московском Альфа-банке. Памятуя об отношении властей Армении и НК к главному редактору и к независимой прессе вообще, было решено временно отказаться от услуг армянских банков.
Но и это не спасло газету от новых гонений. Вначале в ереванских киосках начали в массовом порядке прятать «ТСП» от читателей. «Приказ сверху», -дружно заявляли почти все киоскеры, показав сотрудникам редакции соответствующее и «хитро» составленное указание на этот счет (копия этого экзотического документа, как и фоторепортаж об упомянутом беззаконии сохранены). Чуть позже все армянские телеканалы, как по приказу, «вдруг» дружно отказались читать материалы издания в «Обзорах прессы» - хотя газета вместо привычных 100 долларов, выплачиваемых всеми СМИ за эту услугу, готова была заплатить 300. Потом от читателей стали поступать многочисленные сигналы о том, что газета в киосках продается в 3-5 раз дороже указанной на ней цены. Это был открытый сигнал «сверху» - власти снова недовольны позицией журналиста, несмотря на то, что в «ТСП» предельно корректно и объективно освещалась позиция и самих властей, и их политических оппонентов. В результате незаконных действий властей России и Армении «Третья Сила» вынуждена была приостановить свою деятельность.
Финансовые средства «ТСП» незаконно присвоил подполковник ФСБ РФ Вадим Поздышев. За это преступление сама ФСБ вынуждена была уволить его с государственной службы, но многолетние сбережения армянского издания – зарплаты и гонорары представителей интернационального коллектива – возвращать не собирается. Уже больше трех лет «ТСП» ведет борьбу за восстановление законности, но безрезультатно.
С протестом против произвола властей России выступила и французская газета «Ле Монд дипломатик» - партнер армянского издания. В этой связи представительница Совета директоров «Ле Монд дипломатик» г-жа Анна-Сесиль Робер выразила свое недоумение послу РФ в Париже. Одновременно «Ле Монд дипломатик» обратился с письмом в МИД Франции, призвав его «оказать влияние на русские власти, чтобы ущерб, нанесенный «Третьей Силе Плюс», был возмещен по возможности в сжатые сроки». Г-жа Анна-Сесиль Робер сообщила Министерству иностранных дел Франции, что несмотря на множество попыток редакции «ТСП», «эта необъяснимая ситуация продолжается и угрожает нашему армянскому изданию, которое не в силах вернуть свои средства».
Требования армянской газеты настолько справедливы и законны, что даже родственники правонарушителя – честные, порядочные граждане России – сами относят письма армянских журналистов в ФСБ и другие правоохранительные органы РФ. А доказательств преступления, совершенного офицером ФСБ по отношению к газете, так много, что их хватило бы на несколько уголовных дел. Об этой проблеме известно также пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову, но воз и ныне там. Правоохранительные органы РФ откровенно прикрывают преступника и боятся даже опросить свидетелей по этому делу.
Параллельно с преследованием журналиста и его семьи власти развернули целую кампанию по дезинформации посольств иностранных государств, правозащитных и журналистских организаций. Согласно некоторым сведениям, эта кампания осуществляется по линии спецслужб и МИДов Армении и НК - «особая работа по дезориентации» в Ереване ведется, в первую очередь, с посольствами США, Франции, Германии и Великобритании. Запрет на освещение этого позорного дела, по тем же сведениям, введен и в подконтрольных властям СМИ Армении и Карабаха. Через МИД России и другие ведомства принимаются лихорадочные меры по нейтрализации и протеста французских журналистов. Оказывается воздействие и на русскую и армянскую службы радиостанции «Свобода». Старательно «подчищается» и Интернет, особенно его российский сегмент - российские поисковики и медиапространство. Цель одна – не возвращать награбленные у журналистов средства и предотвратить, а по возможности локализовать распространение информации о криминальном шабаше, устроенном в отношении армянских журналистов.
Процесс для властей Армении, НК и РФ осложняется еще и тем, что семья Агаджанянов – одна из уважаемых не только в Карабахе, но и в Армении и Азербайджане. Об этом признаются и сами армянские президенты в узких и не очень узких кругах. Отец журналиста, Геворг Агаджанян, долгие годы был руководителем Союза Писателей НК, работал и в Баку, и в Ереване. Мать, Роза Аветисян, занимала пост замдиректора республиканской библиотеки и была настолько востребована, что власти просили ее наводить порядок в профессиональной сфере даже после ее ухода на пенсию. Сестра – педагог музыкальной школы, вынужденно награжденная властями различными грамотами. Поэтому несмотря на запрет освещения темы преследований В. Агаджаняна и «ТСП» в армянских СМИ, в большинстве своем контролируемых властями, ситуация настолько беспрецедентна, что она нет-нет да прорывается в разных средствах информации Армении, НК и диаспоры.
Сейчас властями принимаются все меры, чтобы помешать распространению информации об этой истории и запретить Ваграму Агаджаняну заниматься своей профессиональной деятельностью. Нагорный Карабах и Армению уже покинули многие представители СМИ, не выдержавшие преследований и тюремных заключений. Ваграма Агаджаняна властям пока не удается «сломать»: несмотря на три тюремных заключения и целый ворох уголовных дел, один за другим провалившихся даже в полукриминальных карабахских «судах», он не покидает НК.
Как долго продолжатся эти бесчинства, сказать очень трудно…
На снимке: главный редактор незаконно закрытой газеты "Третья Сила Плюс" Ваграм Агаджанян