Лилия Шевцова: "Почему Россия одновременно продает оружие и Баку, и Еревану? Это означает одно - стремление Москвы быть регулятором этого конфликта, но вместе с тем оставить его в замороженном виде".
Итак, Россия выводит из Сирии свою группировку Воздушно-космических сил (ВКС). Мировая общественность уже оправилась от шока в связи с внезапным заявлением Владимира Путина и начала бурно гадать, чем это было вызвано и какие последствия такого шага грозят региону и всему миру.
Свою версию причин неожиданного решения российского президента в беседе с корр. haqqin.az представила ведущий российский политолог, старший научный сотрудник американского института Brookings Institution Лилия Шевцова.
***
- Аналитики и политологи всего мира сегодня в растерянности и недоумении - почему это Путин вдруг вывел войска из Сирии? Как бы Вы ответили на этот мучающий всех вопрос?
- (Вздыхает)... Американцы о таком говорят million dollar question (вопрос на миллион долларов). Об этом шаге Путина спорят и в Москве, и в Вашингтоне, и в Берлине. То есть, все ломают голову над этим.
Но мое мнение таково: во-первых, осознание в Кремле сложности экономических проблем в связи с западными санкциями; во-вторых, возрастание расходов на сирийскую кампанию; в-третьих, попытка Москвы наладить диалог с Западом, дабы выйти из изоляции и, возможно, заслужить отмену санкций в июле нынешнего года; в-четвертых, у России, видимо, есть информация, что Турция и арабская коалиция могут начать наземную операцию в Сирии, что совсем не входит в планы Москвы.
То есть, Путину перспектива превращения сирийского конфликта в Афган-2 совершенно не нужна. Поэтому, исходя из всех этих причин, можно прийти к выводу, что российское руководство посчитало свое пребывание в Сирии невыгодным ни с материальной, ни с политической точки зрения.
- Не хотите ли Вы сказать, что Россия попросту сдала Асада?
- Возможно, это и так, однако есть много предположений, что Асад разозлил российское руководство, восприняв российское присутствие в Сирии как постоянное и даже торпедируя предложения РФ по политическому урегулированию в этой стране. По мнению многих источников, создалось впечатление, что Путин даже не предупредил Асада о предстоящем уходе из Сирии. Но вместе с тем Россия оставляет там свои базы в Хмеймиме и Тартусе.
В общем, Путин сохраняет свою непредсказуемую политику. Я даже склонна поверить своим вашингтонским друзьям, которые уверяют меня в том, что вывод российских войск из Сирии и для них стал сюрпризом. Знаете, телефонные переговоры с президентом США проводятся не просто так, их заказывают задолго и так же загодя обговариваются все темы переговоров.
Видимо, во время этих переговоров изначально планировалось обсудить политическое урегулирование в Сирии, а вот Путин взял и сообщил Обаме, что он выводит свои силы, что для Обамы стало неожиданностью. Так что, непредсказуемый характер российской политики в Сирии сохраняется.
- Но тогда для чего вообще нужна была эта операция российских ВКС в Сирии, ведь ИГИЛ не разгромлено, оно по-прежнему контролирует 70% территории Сирии, политический процесс урегулирования тоже по сути не начался. Так чего же добилась Россия?
- Некоторые наблюдатели могут сказать, что наличие российских ВКС смогло усилить режим Асада, что он сумел отвоевать часть территорий. Но это не самое главное, так как по сути Путину безразлично, что будет с Асадом, для него важна собственная выгода.
Как ни странно, но сирийская кампания позволила российскому президенту стать частью переговорного процесса и он застолбил за собой право обсуждать международные вопросы с перспективой возвращения в клуб великих держав.
То есть, Путин перед началом сирийской кампании больше думал о себе, нежели об Асаде. Для Кремля Сирия была средством для выхода из Украины, не потеряв лица, а также способом вырваться из изоляции. Он этого вроде бы добился. Но лично я думаю, что это не совсем так. И об этом, собственно говоря, заявил и президент Обама, отметив, что сирийская кампания не усилила влияние России в мире.
- А что, после ухода России из Сирии можно ожидать нового витка напряженности на Донбассе?
- Предсказать тактические действия Москвы крайне сложно. Не думаю, что в самом Кремле есть четкое понимание того, какой из сценариев будет более выгодным для него.
Мне кажется, Россия в отношении Украины выберет тактику мягкой силы, то есть, прямого военного вмешательства уже точно не будет, но будет предприниматься все, чтобы подорвать ситуацию в Украине изнутри. То есть, будут ждать, когда «украинское гнилое яблоко» само упадет на землю. Это будет вялотекущий конфликт, игра нервов, которая будет продолжаться, боюсь даже сказать, долгие годы.
- А как по-Вашему, Россия будет влиять на ситуацию на Кавказе?
- Если проанализировать последние действия России вообще, то, честно говоря, от нее все что угодно можно ожидать, по крайней мере, при нынешних властях. Россия скорее всего продолжит попытки доминировать на постсоветском пространстве и продолжит политику размораживания и замораживания застарелых конфликтов. Что касается конфликта между Азербайджаном и Арменией, то Москва, как всегда, станет дергать за ниточки то Баку, то Еревана, но при этом не даст никому из них решить карабахский конфликт в свою пользу.
Вы не задумывались над тем, почему Россия одновременно продает оружие и Баку, и Еревану? Это означает одно - стремление Москвы быть регулятором этого конфликта, но вместе с тем оставить его в замороженном виде.
- Москва испортила отношения и с Анкарой. Что будет дальше в ее действиях с Турцией?
- Товарооборот между Россией и Турцией достигал 30 миллиардов долларов. И надо было додуматься, чтобы ради каких-то призрачных целей в Сирии потерять столько денег. Такова цена сирийской кампании Кремля. Конфронтация с Турцией является итогом абсолютной безалаберности политики как российских, так и турецких стратегов.
А восстановить эти отношения будет ох как сложно. Россия должна была понять, что Сирия - это сфера влияния Турции, и рано или поздно Путин там столкнется с Эрдоганом. Это было оплошностью российских стратегов.
- И все же цены на нефть немного повысились, появились и перспективы снятия санкций, может, Москва рассчитывает на это, уходя из Сирии?
- Во-первых, даже повышение цен на нефть где-то на 70 долларов не сможет серьезно улучшить ситуацию в России. Ее экономика в плачевном положении, и дело совсем не в ценах на нефть, а в плохом управлении.
Что касается санкций, то Запад сделал два шага за последние две недели:во-первых, США продлили и даже расширили санкционный список в отношении российской элиты, а ЕС дал знак, что готов сохранить санкции и после июля.
На днях европейские банки прекратили участие в субсидировании российских финансовых институтов, а также перестали покупать российские государственные облигации. И все это свидетельство того, что рассчитывать на снятие санкций России не стоит.