Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш призвал как можно скорее возобновить переговоры по Нагорному Карабаху в связи с обострением ситуации в регионе. О том, как он оценивает ситуацию в Нагорном Карабахе, недавно получившем новое название — Республика Арцах, «Газете.Ru» рассказал президент непризнанной республики Бако Саакян.
— На территории Армении, являющейся гарантом безопасности Нагорного Карабаха, в настоящее время размещены тактические ракеты «Искандер», которые потенциально могут быть использованы в конфликте. Может этот факт привести к эскалации конфликта или, наоборот, это считается способом сдерживания и обеспечения баланса сил?
— Присутствие такого оружия однозначно играет стабилизирующую роль в поддержании военно-политического баланса сил в нашем регионе. Причина тому — агрессивная и деструктивная политика официального Баку, «благодаря» которой сила, к сожалению, является самым действенным механизмом поддержания мира и стабильности в нашем регионе.
— Как вы оцениваете усилия России в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха? Можно ли ожидать какого-либо прорыва в урегулировании в ближайший год?
— Россия играет очень важную и весомую роль в поддержании мира и стабильности в нашем регионе. Именно благодаря ее усилиям и непосредственному участию в 1994 году был установлен мир и подписан бессрочный договор о прекращении боевых действий между Арцахом, Азербайджаном и Арменией. За все годы сопредседательства в Минской группе ОБСЕ Россия активно участвует в переговорном процессе и, как и другие страны-сопредседательницы, придерживается конструктивного подхода в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта.
Что касается урегулирования конфликта, то для этого нужно в первую очередь восстановить полноценный формат переговоров с участием Нагорно-Карабахской Республики,
и, как я уже отметил, Баку должен отказаться от своих человеконенавистнических и агрессивных действий, подрывающих переговорный процесс, мир и стабильность в регионе.
— Возможен ли когда-нибудь мир между армянским и азербайджанским народами?
— Вы знаете, я и весь народ Арцаха не только помним начало конфликта, но и до сих пор живем в ситуации, когда азербайджано-карабахский конфликт все еще не разрешен.
Но все же я уверен, что мир между народами возможен. Альтернативы этому попросту нет.
Мы не выступаем с агрессивными, шовинистическими и милитаристскими заявлениями, и у нас нет такой политики. При этом официальный Баку, к сожалению, ведет себя с точностью до наоборот. Именно деструктивная позиция властей Азербайджана и является единственным препятствием на пути всеобъемлющего урегулирования азербайджано-карабахских отношений.
— Зачем республике новое название и новая конституция?
Официально наша страна называется Республика Арцах или Нагорно-Карабахская Республика. Арцах — это название более древнее, оно использовалось на протяжении нескольких тысячелетий. Название же Карабах вошло в обиход в XIV–XV веках.
Но оба этих названия являются носителями различных компонентов нашей истории, политики, географии и культуры. Поэтому они наравне используются в качестве официального названия нашей республики.
Что касается принятия новой конституции, это отражение объективных реалий, и основная ее цель — повышение эффективности государственного управления, совершенствование системы сдержек и противовесов ветвей власти, обеспечение основных прав и свобод наших граждан, дальнейшее развитие и укрепление независимой государственности.
— Нет ли опасности, что укрепление власти президента приведет к авторитарным тенденциям?
— Демократическая система и ценности в нашей стране пустили глубокие корни. Для нашего общества авторитаризм неприемлем во всех его проявлениях и противоречит политической культуре нашего народа. Кроме того, как я уже отметил, в новой конституции усовершенствована система сдержек и противовесов ветвей власти, что исключает любое проявление авторитаризма.
— Вы уже десять лет находитесь у руля страны. Можете назвать свое самое большое разочарование и самую большую победу на этом посту?
— За эти десять лет многое было сделано. Все эти годы среднегодовой рост ВВП составлял 7–9%. Был осуществлен целый ряд стратегических проектов практически во всех сферах нашей экономики.
Если в недалеком прошлом мы вынуждены были быть импортерами электроэнергии и зерновых культур, то в настоящее время мы не только удовлетворяем свои потребности, но и имеем возможность экспортировать и электроэнергию, и зерновые культуры.
Динамично развиваются практически все отрасли экономики нашей страны.
Что касается разочарований, то я предпочел бы вместо этого понятия использовать слово «боль». Это боль невосполнимых потерь и утрат. За эти годы, особенно во время четырехдневной апрельской войны 2016 года, десятки наших военнослужащих, а также представители гражданского населения погибли из-за вероломных действий Азербайджана. То же самое чувствует любой гражданин Арцаха, и я, как руководитель страны, чувствую эту боль вдвойне. Светлая память о павших навечно останется в наших сердцах и в истории нашего народа.
— Вы привели экономические показатели развития Нагорного Карабаха. Какие дополнительные экономические возможности видит для себя республика от членства Армении в ЕАЭС или от подписания соглашения с Евросоюзом?
— Мы заинтересованы в расширении географии экспорта и импорта наших товаров и используем для этого все имеющиеся у нас возможности. Рынки ЕАЭС и ЕС представляют для нас особый интерес. Взаимовыгодные связи мы уже наладили и намерены и далее расширять и углублять экономическое сотрудничество с ними.