За последние месяцы Кремль сделал для расширения НАТО больше, чем все страны НАТО, вместе взятые, – после начала боевых действий на Украине Россию в мире либо презирают, либо боятся.
Борьба российских властей с иностранными агентами, видимо, проиграна, раз даже высшие чины РФ замечены в использовании западных грантов. С началом осени и стартом нового политического сезона наверняка вновь раскрутится поиск пятой колонны, стремящейся подорвать авторитет чиновников в столице и на местах.
Sobesednik.ru присмотрелся к этим чиновникам поближе и выяснил, что иностранные агенты уже давно добрались до верхушки российской власти. В каждой структуре российская газета выявила наиболее значимых персонажей.
Президент РФ Владимир Путин – Национальный демократический институт
В начале 90-х первым представителем Национального демократического института по международным вопросам (НДИ) в России стал Майкл Макфол, до прошлого года занимавший пост американского посла в России. В то время директором НДИ был Джей Брайан Этвуд, бывший заместитель Госсекретаря США. Одним из первых контактов Макфола в Санкт-Петербурге оказался тогдашний чиновник мэрии Владимир Путин, бывший сотрудник КГБ.
Макфол привозил в Россию видных американских политиков вроде бывшего вице-президента Уолтера Мондейла, и именно Путин помогал организовывать в городе их лекции для госслужащих. Правда, не лично. Как вспоминал позднее сам Макфол, Путин поручил эту почетную миссию своему тогдашнему секретарю Игорю Сечину (ныне возглавляет «Роснефть»), и тот сразу нашел с американцем общий язык (оба они говорили по-португальски). «Я работал в КГБ, но теперь мы все –демократы», – что-то в таком духе он мне сказал», – припомнил Макфол.
Уже в 2000-х этот же американец тесно взаимодействовал с (на тот момент) первым зам. руководителя администрации президента Владиславом Сурковым – в рамках рабочей группы по вопросам гражданского общества, более известной как «комиссия Макфола –Суркова». Кроме того, НДИ – давний партнер московского Института демократии и сотрудничества, которым руководят такие известные прокремлевские пропагандисты, как Анатолий Кучерена, Наталия Нарочницкая и Андраник Мигранян.
Глава СФ Валентина Матвиенко – Агентство по международному развитию
Три года назад российский МИД уведомил Штаты о запрете на территории страны американского Агентства по международному развитию (USAID), подконтрольного Госдепартаменту США: «Характер работы представителей агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества». А помогалаUSAID в его работе, занимая пост губернатора Санкт-Петербурга, нынешний спикер сената Валентина Матвиенко. Именно Матвиенко лично контролировала реализацию в городе программ по борьбе со СПИДом, которые проводились на деньги Госдепа. Смольный даже подписал с американцами особый меморандум о сотрудничестве. Кроме этого, питерская администрация успешно сотрудничала с Американским советом по международным исследованиям и обменам (IREX), также финансируемым Госдепартаментом США.
Кроме Валентины Матвиенко, в активных контактах с этими структурами в то время были замечены экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и верхушка прокремлевского Российского союза молодежи. Не побрезговала поучиться за счет западной организации и депутат Госдумы Ирина Яровая. Видимо, именно после прослушивания лекций в Московской школе политических исследований, созданной при поддержке Совета Европы и получающей в основном западное финансирование, парламентарий поняла, что американские гранты «разрушают гражданское самосознание» россиян.
А вот ярый защитник нынешнего режима политолог Сергей Марков одно время возглавлял молодежный экспертно-политический форум «Форос», деньги которому выделял известный своими антипатиями к властям России американский политик Джон Маккейн. Точнее, его Международный республиканский институт.
Информация к размышлению
На словах каждый системный политик и российский чиновник горой стоит за Россию. А на практике? В экономике, допустим, нынешняя власть засветилась только тем, что ничего не делала для ее развития. Да и не делает. За последний год стало окончательно ясно, что если до кризиса кто-то и стал «более лучше одеваться», то это благодаря Саудовской Аравии, но уж никак не правительству РФ.
А посмотрим на внутреннюю политику, точнее, на то, что от нее осталось. Теперь у сторонников отделения от России появился новый аргумент: если жителям Донецка и Крыма можно говорить о «федерализации» вплоть до отделения, то почему нашим сепаратистам нельзя? Нынешняя позиция Москвы по Украине вредна прежде всего для целостности России. То же касается и международной сферы, в которой один только Кремль за последние месяцы для расширения НАТО сделал больше, чем все страны НАТО, вместе взятые, – после начала боевых действий на Украине Россию в мире либо презирают, либо боятся. При этом власть продолжает поиски иностранных агентов вокруг себя. А может, стоит поискать внутри?
Олег Ролдугин
***
Справка
«Иностранный агент» – формально это лицо (физическое либо юридическое), представляющее кого-то или что-то за рубежом. В России после принятия соответствующего закона так называют некоммерческие организации, которые занимаются политической или общественной деятельностью, получая деньги из-за границы. А этой весной был принят закон о «нежелательных организациях», представляющих угрозу конституционному строю России и подлежащих закрытию. Совет Федерации попросил Генпрокуратуру внести в черный список нежелательных иноагентов:
• Национальный фонд в поддержку демократии
• Международный республиканский институт
• Национальный демократический институт по международным вопросам
• Freedom House
• Фонд Сороса
• Фонд Макартуров
• Фонд Чарльза Стюарта Мотта
• Фонд «Образование для демократии»
• Восточно-Европейский демократический центр
• Украинский всемирный координационный совет
• Всемирный конгресс украинцев
• Крымская полевая миссия по правам человека