Статья британской Financial Times об известном армянском предпринимателе и меценате Рубене Варданяне.
Для человека, которого когда-то называли рекламной вывеской российского капитализма, Рубен Варданян удивительно спокоен относительно кризиса, бушующего вокруг. Сидя в своем кабинете в одном из главных деловых комплексов Москвы, которым он, помиме прочего, также владеет, в окружении трофеев и символов своего успеха, в ответ на вопрос о крахе рубля и рецессии, Варданян отвечает как всякий русский: бывало и хуже.
«Все в этом мире относительно», - говорит он и начинает перечислять весь список российских экономических кризисов за последние четверть века после распада Советского Союза. - «Оглядываясь назад на последние 25 лет, могу сказать вам, вызовы есть всегда».
46-летний Рубен Варданян знает это лучше других. Будучи главным исполнительным директором компании Тройка Диалог - одной из ведущих инвестиционных компаний России за последние два десятилетия - он имел возможность без посредников наблюдать за каждым из экономических кризисов в стране.
В какой-то степени, Рубен Варданян может позволить себе быть спокойным. Компания Тройка была продана государственному Сбербанку, крупнейшему кредитору России, еще в 2011 году, после чего он отошел от повседневного ведения дел в компании, хотя по-прежнему остается советником генерального директора Сбербанка.
Некоторые из его бывших коллег и конкурентов могут позавидовать точному выборы момента: аналитики ожидают резкого снижения доходов инвестиционных банков в России в 2014 году, так как выпуск акций и облигаций замедлился из-за западных санкций и снижения котировок. Многие западные банки переводят своих сотрудников из Москвы.
Тем не менее, Рубен Варданян отвергает мысль о том, что Россия стала пустошью для инвестиционных банкиров.
По его словам, страна сейчас находится на очередном изгибе, точно так же, как в 1991 году, когда распад Советского Союза вызвал огромный политический и экономический переворот в России.
Рубен Варданян вспоминает 1991 год, когда он был очень молодым человеком: «Находясь в Москве, я сказал [себе], у меня есть два варианта. При одном из них Советский Союз останется, мы повернемся назад, и я эмигрирую. При втором варианте Россия начнет строить капитализм и это огромная возможность. Сейчас, спустя 24 года, я сижу тут с вами, и мы говорим о том же самом».
Так же как в 1991 году, Рубен Варданян желает, чтобы Россия выбрала рыночный путь: «Да, будут взлеты и падения, будут ситуации, при которых люди будут расстроены, как это не раз бывало в прошлом, но в конце концов этого уже не остановить, рыночная экономики в России продолжит свое существование».
В данный момент это может показаться чрезмерным оптимизмом. Возвращение Владимира Путина в 2012 году на третий президентский срок совпало с резким ростом влияния государства на российский бизнес.
Эта тенденция только усугубилась после начала экономического кризиса, ареста Владимира Евтушенкова, одного из самых богатых людей страны, нефтяную компанию которого отобрали и национализировали в конце прошлого года. Несмотря на то, что Евтушенков был недавно выпущен на свободу, по деловым кругам Москвы после этого пробежал ощутимый холодок.
Многие россияне из поколения Рубена Варданяна, которые взросли в 1990-х на волне большого рывка России на Запад, переезжают в Европу или Северную Америку. «Некоторые из моих друзей хотят покинуть страну, другие хотят отправить своих детей за границу», - признается он.
Переходя на русский язык - в первый и единственный раз за все интервью - Варданян называет себя оптимистом, который постоянно ворчит - ворчащим оптимистом.
Нет никакого удовлетворения в том, чтобы утверждать, что страна не имеет будущего, а затем оказаться правым, считает он, так как в подобном случае это коснется всего мира. Идея о том, что можно эмигрировать в Италию или Испанию и «пить хорошее вино», проживая жизнь без всякого стресса - это только «большая иллюзия».
И тем не менее, выбранный им путь свидетельствует о том, что времена бума российского капитализма конца 1990-х и начале 2000-х годов вряд ли вернутся.
Потратив более 10 лет на создание компании Тройка, Рубен Варданян затем продал ее и оставшись с состоянием в $850 миллионов, в настоящее время посвятил значительные силы благотворительности.
Он был пионером российской инвестиционной банковской деятельности в 1990-е годы, а сейчас он стал пионером в сфере благотворительности в России.
«Сегодня в России появилось первое поколение людей, которые имеют богатство, которым нужно оставить что-то для следующего поколения. Это случилось впервые за последние 100 лет. В 1917 году эти люди исчезли и у большинства нечего было оставлять потомкам», - отмечает Рубен Варданян, добавляя при этом, что согласно официальной статистике 230,000 россиян зарабатывают более $1 миллиона в год. - «Это не ультра-олигархи, но если у вас есть миллион долларов, это уже большие деньги. Хотите ли вы потратить эти деньги сейчас или, возможно, направить часть на благотворительность? Это сложный вопрос».
Как это случилось ранее с инвестиционным банковским делом, сейчас Рубен Варданян ушел в мир благотворительности с головой. Он просвещает состоятельных россиян, которые задаются вопросом, что делать со своими миллионами, создает бизнесы для предоставления благотворительных услуг а также привлечения филантропов. «Филантропия, как правило, означает, что вы даете деньги и забываете о них. Я же довольно активно участвую в принятии управленческих решений. Все как при капитализме… Сохраняется давление, тяжелое инвестиционное банковское дело, но от достижения результатов выигрывает благотворительная организация», - отмечает он.
Следуя примеру Билла Гейтса, Уоррена Баффета и присоединившегося к ним Владимира Потанина, которые обязались передать на благотворительность по крайней мере половину своего наследства, Рубен Варданян считает, что в такой стране как Россия не достаточно передавать на благотворительность только наследство: «В нашем случае, я полагаю, некоторые люди должны тратить это богатство уже сейчас, чтобы добиться драматических изменений, так как что в наших странах эти изменения необходимы гораздо раньше чем в более развитых странах».
Четверо детей Рубена Варданяна унаследуют только его имущество. Остальную часть своего состояния он с супругой намерены потратить на благотворительные проекты.
Многие из его проектов сосредоточены на Армении, стране, где прошло его детство, стране его родителей. При этом, Рубен Варданян подчеркивает, что у него нет армянского гражданства и он не имеет никаких политических амбиций.
Варданян потратил около $80 миллионов на постройку самой протяженной в мире канатной дороги к монастырю Татев, построенному в девятом веке на юге Армении, а также на восстановление самого монастыря. Он также построил международную школу сети United World Colleges в Дилижане, на севере Армении, которая, как он надеется, поможет открыть мир для молодых армян.
Варданян планирует провести специальный проект в связи со 100-летием Геноцида армян 1915 года, отдав должное людям и организациям, которые помогли спасти армянские жизни.
Рубен Варданян рассказал историю о том, как его дед в детстве был спасен от геноцида американскими миссионерами, которые организовали приют для сирот.
«Я стал успешным, и сегодня я могу беседовать с вами о моем богатстве именно потому, что 100 лет назад четыре миссионера отправились в безумное место, где шла война и спасли 150 детей», - напоминает Варданян. - «Теперь, когда я стал богатым человеком, я хочу отблагодарить за это».
Источник: NEWS.am