Дневник «Витолса»: послесловие
Автор: Маша Насардинова, критик
I премия – Марцелина Бейшер (Польша), II премия – Маргрет Фредхейм (Норвегия), III премия – Хайк Тигранян (Армения). Специальный приз и диплом самому молодому участнику -- Тигран Оганян (Армения). Приз иностранному участнику конкурса за лучшее исполнение романса Язепа Витолса – Кристина Сафарян (Армения). Приз латвийскому участнику конкурса за лучшее исполнение романса Язепа Витолса – Калвис Калниньш. Приз лучшим концертмейстерам – Эрика Апейне, Елена Вардазарян (Армения). Гран-при решено не вручать.Тут бы хорошо поставить точку. Тем, кто за конкурсом не следил, информации уже достаточно, а у тех, кто следил, сложилось собственное мнение о том, кого и чем надо было награждать. Они останутся при своем – как и я.
Мне очень жаль, что первый тур оказался лучше двух последующих и что никто из участников не сумел пройти конкурсный путь без потерь. Что
система судейства была непрозрачной (а непрозрачна любая система, в которой члены жюри обсуждают между собой выступления участников до вынесения вердикта).
Что «Витолс» не открыл и не увенчал новую звезду.
Я убеждена, что Татевик Ашурян, Юлия Васильева, Марлена Кейне и Кристина Сафарян звучали гораздо убедительней, значительней, музыкальней, красивей, в конце концов, чем их прошедшие в финал соперницы из Польши и Украины.
Это довольно горькое ощущение -- когда во время церемонии награждения на сцену выходит не допущенная даже до второго тура юная певица из Армении, и романс Витолса в ее исполнении становится лучшим номером вечера.
Да и весь финал, признаться, был не слишком радостным. Заболел Калвис Калниньш. Случаются чудеса, иногда певцы, будучи не в форме, заранее приносят извинения публике, а потом каким-то волшебным образом справляются с партией. Увы. На сей раз судьба распорядилась иначе, и молодому баритону можно только посочувствовать.
Украинка Иванна Комаревич доставила несколько приятных минут арией Мими из «Богемы» и огорчила арией Джильды из «Риголетто». Тигран Оганян еще раз доказал, что одарен от природы всем, что нужно тенору -- в 21 год редко кто так поет; осталось только добрать сил, опыта и школы (возраста, одним словом).
Маргрет Фредхейм выбрала для последнего тура болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди и арию Маргариты из «Фауста» Гуно, выложила все свои козыри – мощный голос, отстроенный по всему диапазону, умение раздуть верхние ноты от пиано до форте, блеск глаз, впечатляющую энергетику; но справиться без ошибок с двумя труднейшими произведениями не сумела.
Бас Хайк Тигранян, хоть и был не вполне здоров, стоял, на мой взгляд, на несколько ступенек выше всех прочих финалистов. Да, в первом туре его ария Феррандо из «Трубадура» Верди была эффектней. Да, звук стал несколько уже, чем в начале состязания. Однако это ничего не отменяет: программа была исполнена достойно, и армянский певец был вправе рассчитывать на победу.
Но первый приз получила Марцелина Бейшер. Пение ее было ровным и аккуратным. Ария Фьордилиджи из «Так поступают все женщины» Моцарта и ария Гальки из одноименной оперы Монюшко были сложными. Вероятно, жюри посчитало это достаточным, чтобы отдать девушке I премию.
Сказать, что это было неожиданно – ничего не сказать. Конечно, в музыке не все так очевидно, как в спорте, но любой, даже несведущий человек, придя в оперу, без труда разберется, кто на сцене настоящий артист, кто нет.Голос должен манить, волновать, восхищать, трогать; а если этого не происходит, ничто не поможет -- ни награды, ни титулы, ни даже верно взятые ноты.