1tv.tu: У Дрезденского симфонического оркестра возникли большие проблемы из-за проекта, посвященного геноциду армян. Он очень не понравился Анкаре, которая свою вину в трагических событиях начала XX века отрицает. В итоге Еврокомиссия, которая финансировала музыкантов, пошла на уступки турецкой стороне, заявившей свои претензии.
Композитор Ваче Шарафьян специально приехал на репетиции в Германию. Это его концерт «Сургите Глориа» сейчас звучит. Писал он его под впечатлением книги о геноциде армян, произошедшем более века назад.
«Меня не надо убеждать, было это или не было, потому что я знаю это от моих дедов и всех, кого я знаю. Это коснулось каждой семьи, каждого армянина. Уничтожали генетически всех», - рассказывает композитор Ваче Шарафьян.
Несмотря на многочисленные свидетельства и исторические документы, Турция факт геноцида до сих пор не признает. Назвать вещи своими именами и дать сигнал к примирению в итоге решились люди искусства. Так появился проект «Агет», в переводе с армянского «катастрофа». Он объединил музыкантов Дрезденского симфонического оркестра, их коллег из Армении, Турции и бывшей Югославии. В качестве спонсора выступила Еврокомиссия. И все шло хорошо, пока, как в басне, на бал не пришел медведь.
Анкара в ультимативном тоне потребовала убрать с официального сайта Еврокомисии информацию о проекте «Агет» со словом «геноцид», и почему-то европейские бюрократы тут же подчинились.
«Я считаю, что это опасное оказание давления. Сам факт, что последовала такая реакция со стороны Европейской комиссии, это тревожный сигнал, потому что это означает, что страх перед выражением своего мнения в отношении Турции, проник уже в европейские институты», - считает композитор, один из соруководителей проекта «Агет» Марк Синан.
Границы допустимого, как считают многие немцы, уже были нарушены, когда канцлер Ангела Меркель под давлением Анкары дала добро на уголовное преследование сатирика Яна Бемермана, обидевшего турецкого президента Эрдогана.
На этой неделе оппозиция в Бундестаге вновь критиковала Меркель за бесхребетность в отношении партнера Эрдогана.
«Я задаюсь вопросом, с каких пор хорошим тоном является то, что страна-член НАТО и кандидат в члены Евросоюза поставляет оружие бандам исламистов-головорезов в Сирии, с помощью которого совершаются ужасающие военные преступления? Федеральное правительство делает себя соучастником преступлений Эрдогана и поощряет его», - заявила депутат Бундестага от фракции Левых Севим Дагделен.
Высылка турецкими властями иностранных журналистов, попытки засудить немецкого сатирика и новый случай с музыкальным проектом «Агет». В зале говорили об «изнасиловании демократии». Скандал с музыкантами шокировал депутатов и от партии Меркель.
«Мои дорогие коллеги, не может быть такого, чтобы Еврокомиссия склонялась под турецким давлением. То, что информацию о проекте убрали с сайта, это коллеги, унизительный акт подчинения», - отметила депутат Бундестага от партии ХДС Эрика Штайнбах.
После цунами недовольства Еврокомиссия растянулась в еще более унизительном шпагате. Текст на сайт со словом «геноцид» вернули, но с такой пометкой: "Европейский Союз не несет ответственности ни за какой размещенный здесь контент".
Депутат от Германии и еще один сатирик - Мартин Зонненборн, переживающий за судьбу свободы самовыражения, тут же встал на защиту музыкантов и предложил им заменить слово «геноцид», которое так раздражает Анкару, на слово «геноцид». То есть не делать ровным счетом ничего.
В ноябре музыканты планируют отправиться в Турцию. Насколько в принципе будет возможен концерт там, с учетом того, что оркестранты не намерены смиряться с цензурой турецких властей, сказать сложно. Не исключено, что осенью скандал разгорится с новой силой.