▲ Դեպի վեր

lang.iso lang.iso lang.iso

Проиграв в Сирии и Украине, Россия хочет отыграться на Армении?

Нагорный Карабах и Армения оказывается в новой и довольно опасной ситуации, поскольку после выхода из Украины и Сирии Россия сосредоточит силы на Южном Кавказе, чтобы удержать влияние хотя бы здесь.

Отступление с песней: начало великого поражения 

14 марта Владимир Путин приказал вывести российские войска из Сирии. «Думаю, задачи, поставленные перед министерством обороны, в основном выполнены. Поэтому приказываю с завтрашнего дня начать вывод нашего воинского контингента из Сирийской республики», - сказал президент РФ.

Ранее Россия дала согласие на план по федерализации Сирии, американский план, хотя русские говорят, что «под федерализацией они понимают одно, американцы – другое».

Москва потерпела поражение в Сирии, как предупреждали многие армянские и российские эксперты. РФ сейчас отступает, пытаясь сохранить лицо, которое в синяках в результате целого ряда событий. Сначала Путина заставили сотрудничать с противниками Асада, потом дать согласие на американский план урегулирования и в итоге вывести войска.

Политолог Игорь Мурдян писал, что на Ближнем Востоке от России не останется и воспоминаний. Москва на примере Асада доказала, что не способна защищать своих союзников и в нужный момент может их «кинуть». Хотя заявляется, что после вооруженного вмешательства России правительственные войска добились успехов, на деле никаких серьезных подвижек не было.

Вывод войск из Сирии – это начало великого геополитического поражения России. РФ проигрывает в Украине и на западном направлении в целом, она потерпела поражение на китайском векторе, с которым связывала большие надежды. На Южном Кавказе Россия надеялась сохранить сотрудничество с турецко-азербайджанским тандемом, что тоже не получается из-за логики геополитических развитий.

Изменит ли Россия политику, для которой ей явно не хватает ресурсов и сил? Превратится ли эта страна окончательно в «сырьевой придаток» с подчиненным политическим положением, или найдет в себе силы стать прогнозируемым и надежным политическим и экономическим партнером?

Время покажет. А пока Армения оказывается в новой и довольно опасной ситуации, поскольку после выхода из Украины и Сирии Россия сосредоточит силы на Южном Кавказе, чтобы удержать влияние хотя бы здесь.

После выхода из Сирии у России может больше не быть проблем с Турцией, с которой она может прийти к новому согласию по сохранению российско-турецкого статус-кво на Южном Кавказе.

Это согласие традиционно достигается за счет армянских интересов. Москва уже предпринимает определенные шаги с Азербайджаном в этом направлении.

Айказн ГАГРИЯН

Главный редактор Lragir.am, Ереван

http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/47437

***

Почему Россия выводит войска из Сирии? Взгляд из Дамаска

Заявление о поэтапном выводе группировки российских войск стало настоящим громом среди ясного неба для Сирии. Сторонники правительства повсеместно впали в уныние. Для руководства страны активное участие России в борьбе с вооруженной оппозицией означало скорую и однозначную победу, под прикрытием которой можно будет продолжать спокойно царствовать, не опасаясь за свое ближайшее будущее. Для простых солдат и офицеров, врачей и учителей выход России из конфликта означает, что война и все связанные с ней бедствия могут затянуться надолго: в неспособности официального Дамаска самому разрешить конфликт все уже давно убедились.

В стане же оппозиции – настоящее празднество. В многочисленных группах в социальных сетях обсуждается лишь одно: какая группировка нанесла главный удар по российскому присутствию и может взять на себя бремя победителя. Ахрар аш-Шам утверждает, что это они заставили русских позорно бежать с поля боя, уничтожив в конце февраля несколько десятков генералов в ходе блестяще организованного теракта (к слову, такого количества генералов у России здесь просто нет, а по нашей информации из Хмеймима никаких терактов такого масштаба просто не происходило). "Джебхат ан-Нусра" считает, что это ее бойцам удалось измотать хваленые русские полчища в непрерывных боях за Алеппо. А ИГИЛовцы так и вовсе заявили, что Путин испугался нового чудо-оружия, которое было успешно применено ими под Раккой.

Что роднит реакцию и с той, и с другой стороны, так это чувство глубокого недоумения. Кажется, Путину вновь удалось удивить весь мир своей нестандартной и непредсказуемой политикой. Постараемся разобраться, что за этим стоит.

Разумеется, ни о каком «выполнении задач» российскими ВКС речи не идет. Москва вступала в конфликт с единственной заявленной целью – победить ИГИЛ. До настоящего времени эта организация по-прежнему является самой сильной среди прочих группировок вооруженной оппозиции, и нынешнее не совсем удачное наступление сирийской армии на Пальмиру тому доказательство.

Если убрать российское присутствие, то сирийская ситуация довольно скоро деградирует обратно в сторону расширения гражданской войны, из которой ИГИЛ вполне может выйти победителем. На имидже России это скажется резко негативно. Что же тогда послужило причиной заявления Путина?

Создается впечатление, что решение российского руководства о выводе части войск сделано преднамеренно в день начала очередного раунда переговоров в Женеве. Россия, таким образом, совершает жест доброй воли, показывая, что не намерена добиваться своего военным путем. Турция и Евросоюз уже неоднократно обвиняли Москву в том, что своими бомбардировками она увеличивает поток беженцев из Сирии за границу. Своим заявлением Путин пытается выбить из рук Эрдогана и Меркель этот козырь.

Вряд ли экономический фактор играет здесь главную роль. Конечно, сирийская операция стоит России довольно дорого, хотя Москва и намеревается компенсировать потери новыми заказами на продукцию российского ВПК. Вывод войск в любом случае будет проводиться медленно и не полностью, а поддержка сирийской армии с воздуха все равно продолжится, особенно на фронте борьбы с ИГИЛ. Реальный эффект от сокращения боевых вылетов окажется невелик и наступит не сразу.

Возможное сокращение российского присутствия – это и знак в адрес Ирана, который тоже заявил о выводе частей КСИР из Сирии.

Кроме того, недавно Тегеран не откликнулся на российское предложение о сокращении добычи нефти, что должно негативно сказаться на ценах на нефть. Москва недвусмысленно намекает иранским партнерам по коалиции, что Сирия для них не менее, а то и более важна, чем для России, и принимать участие в операциях на земле можно бы и более активно.

Однако главным адресатом российского решения является руководство Сирии. Вступив в войну против вооруженной оппозиции на стороне Б. Асада, Россия, кажется, не до конца проговорила механизмы взаимодействия с сирийской стороной. Официальный Дамаск, по мнению Москвы, ведет себя слишком самостоятельно без оглядки на ближайшего союзника и спасителя.

Не так давно Б. Асад не посоветовавшись с российской стороной, объявил в Сирии выборы в парламент, назначив их на 13 апреля, что некоторым образом противоречит резолюции Совбеза ООН от 18 декабря. Эти выборы явно не будут признаны международным сообществом и ставят Москву в положение великой державы, которая не может контролировать действия своего младшего партнера.

Известны и многочисленные случаи прямого саботажа российских требований сирийским руководством. В первую очередь, это касается процесса примирения с оппозицией. Сирийские спецслужбы явно не желают возиться с переговорным процессом, идти на компромиссы. Зачем, если при помощи русских все вооруженные оппозиционные группировки можно просто уничтожить? Проблема анализа причин гражданской войны стоит до сих пор. Кажется, политическая элита страны не собирается искать их в себе, предпочитая сваливать всю вину на внешний фактор – турок, саудитов и американцев.

Добившись военной помощи Москвы, официальный Дамаск явно расслабился, посчитав, что потенциальные имиджевые потери не позволят России прекратить операцию до окончательной победы. Сирийские генералы и дипломаты в частных беседах прямо говорили о том, как ловко им удалось заставить Москву и Тегеран воевать за их интересы. Активность сирийской армии после вступления России в войну в значительной степени снизилась. Вместо того, чтобы воевать с утроенной силой при поддержке с воздуха, генералы опасаются идти вперед, вызывая поддержку русских для подавления каждого засевшего в развалинах снайпера.

Российские инструкторы жалуются, что сирийские офицеры не слушают их приказов, предпочитают отсиживаться в тылу, не побуждают должным образом солдат идти в атаку. Неоднократно происходили прецеденты внезапного оставления сирийцами своих позиций, а то и прямого бегства с поля боя при малейшей опасности. В результате в бой с ИГИЛовцами приходилось вступать российским военным специалистам, задача которых - заниматься обслуживанием сложной техники.

В связи с этим создается впечатление, что заявление Путина о выводе войск – это прямой сигнал Асаду: мы не собираемся и дальше терпеть ваши выходки. Если вы такие самостоятельные и лучше нас знаете, как остановить войну – разбирайтесь сами.

Россия требует настоящих реформ, в результате которых будут ликвидированы приведшие к войне объективные причины – косность и абсолютная недемократичность государственной системы, коррумпированность органов власти, семейственность, бюрократизм и засилье спецслужб. Российские специалисты уже неоднократно обращали внимание на необходимость избавления от этих пороков. Сирийский народ в своей массе с надеждой взирает на Москву как на великую империю, которая придет и наведет порядок.

Возможно, простые люди не обращают внимание на тот факт, что самой России тоже свойственны те же самые проблемы. Ведь сирийская государственная система так или иначе создавалась под большим влиянием советской и унаследовала от нее множество негативных черт.

Омар Бессам, Дамаск, специально для haqqin.az 

http://haqqin.az/news/65813

***

BBC: почему Путин принял решение вывести войска из Сирии?

Вечером 14 марта президент России Владимир Путин неожиданно объявил о том, что приказывает начать с 15 марта вывод основных российских сил из Сирии.

По его словам, задачи, поставленные перед российским министерством обороны, в целом выполнены.

При этом пункты базирования российских военных в Сирии - морской в Тартусе и авиационный на аэродроме Хмеймим – будут, по словам Путина, "функционировать в прежнем режиме".

Русская служба Би-би-си обратилась к западным и российским экспертам и попросила их прокомментировать это решение российского руководства. Какие задачи ставил перед собой Путин, начиная российскую кампанию в Сирии, и можно ли говорить о выполнении этих задач?

Джонатан Маркус, дипломатический обозреватель Би-би-си: По сути, Владимир Путин говорит: теперь можно уходить. Российские военные выполнили основную часть поставленных перед ними задач, и, как сказал Путин, теперь можно начать вывод "основной части" российского контингента.

При этом он подчеркнул, что в Сирии остаются российская военно-морская база в Тартусе и авиабаза на аэродроме Хмеймим, так что о полном выводе российских войск из Сирии речь не идет.

Неожиданное объявление Владимира Путина совпало с началом нового раунда мирных переговоров по Сирии в Женеве, что в очередной раз демонстрирует, насколько российский президент преуспел в искусстве эффектного дипломатического жеста.

У России в Сирии – около 30 боевых самолетов и небольшой наземный контингент, осуществляющий их защиту, а также некоторое количество военных советников и коммандос, работающих с сирийскими военными.

Российское вмешательство в сирийский конфликт достигло основных целей: Москва укрепила позиции Башара Асада, помогла его войскам взять под свой контроль несколько стратегически важных территорий и добилась того, что Асад остается фактором в любых переговорах по разрешению конфликта в Сирии.

Игорь Сутягин, старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований RUSI: Первая моя реакция – это то, что возможно, кончились деньги. Вторая, а она связана с первой, – это может быть попыткой шантажа.

Изначальный план, как вы помните, состоял в том, что Россия будет совершенно незаменимым игроком, абсолютно нужным партнером, и все грехи России будут прощены.

Этого не произошло. А добиваться этого надо, потому что денег действительно нет, ситуация ухудшается. Поэтому надо увеличить давление.

И я так полагаю, что один из элементов нынешнего плана "Б" мог состоять в том, что мы сейчас уйдем, все осознают, как было хорошо с нами, как плохо без нас, приползут к нам, будут упрашивать, но мы потребуем уже высокую цену.

Но это не самое удобное время для вывода войск. Вспомните: месяц назад, может быть даже меньше, в последний раз говорили, что наши войска там будут находиться до полной победы над терроризмом в Сирии. Теперь это вспомнят и спросят: а как там "Исламское государство", уже кончилось разве? Что же вы ушли-то?

Так что я думаю, что уходят не потому, что это такой уж хороший момент, а потому, что вынуждены это делать.

Самолеты, которые находятся в Сирии, практически уже подлежат списанию. Но где брать новые? Летчиков поучили, денег потратили много...

Но база там остается на вечные времена, поэтому они могут вернуться в любой момент. Вот когда чуть побольше кораблей будет в Средиземном море, этим кораблям - новой реинкарнации Пятой оперативной эскадры - желательно иметь авиационное прикрытие, вот они тогда и вернутся.

База-то на вечные времена, соглашение подписано в августе, обнародовано две недели назад.

Глеб Павловский, политолог Я думаю, этому предшествовали согласования по нескольким линиям - и прежде всего с Соединенными Штатами и с Дамаском.

В целом речь идет, как осторожно сказано, о начале вывода. Пока неясно его содержание - что одновременно будет происходить. Маловероятно, чтобы речь шла просто об отступлении. Речь идет о попытке вернуться к кооперативному поведению в Сирии. Видимо, именно это должно было обсуждаться, насколько я понимаю, в первую очередь с Соединенными Штатами.

Потому что, действительно, в прежнем варианте Россия была ни с кем не связанным игроком и платила тем, что никто с ней не мог и не хотел договариваться. Это неприятная ситуация, и она затягивает [Россию] все дальше в сирийские дела, дальше, чем Путин собирался, безусловно.

Теперь возникает возможность участия действительно в составе оркестра, который, конечно, будет очень трудно создать, очень трудно поддерживать, но теперь возникает принципиальная возможность этого, которой не было прежде.

При том что некоторые цели действительно были достигнуты, в том числе и военные. Сирийская армия частично укреплена, хотя не только усилиями России, но и усилиями Ирана. Теперь Путин посылает позитивный сигнал внутрь страны. Это то, что должно было произойти и желательно, если бы это произошло еще в прошлом году, то есть достаточно быстрый выход.

Но на выходе Россию всегда караулит очень трудно нам дующееся искусство деэскалации. Мы хорошо умеем наращивать эскалацию, но с трудом отступаем. Если на этот раз мы увидим что-то другое, то это будет хорошим сигналом, потому что тогда может зайти речь и об Украине, где, чтобы выйти из вязкого тупика, необходимо сделать первый шаг. Киев его явно сделать не может.

Я не думаю, что будет снята идея укрепления российской базы и, может быть, ее расширения в Сирии. Я думаю, Путина устраивает ситуация, где он сможет более спокойно заниматься обслуживанием внутренних проблем. Потому что внутри России ситуация тяжелая. Как всегда в таких случаях бывает, слова из международной политики превращаются в символ внутренних неудач и раздражения населения.

Мы идем навстречу выборам, и слово Сирия начинает звучать даже для сторонников Путина почти так же раздражительно, как когда-то звучал Афганистан. Он хочет этого избежать. Я хотел бы думать, что это правильный расчет политической ситуации. У меня нет достаточных аргументов, чтобы утверждать, что это действительно так, а не какой-то зигзаг в игре, которая может вести к какой-то новой эскалации.

Сейчас очень важно, чтобы Москва действовала - во всяком случае в Сирии - вместе с другими участниками западной коалиции. Потому что спектакль более-менее поставлен, закончен и дальше он будет слишком дорог.

Сейчас Путин имеет возможность выйти сравнительно с какой-то прибылью, сравнительно красиво, в частности потому, как ни парадоксально, что ждали худшего. Если он сейчас выйдет, то это будет такой жест сдержанности. Поэтому мне кажется, что он выходит с прибылью, потому что, нравится это или нет, но мы превратились в страну, присутствующую на Ближнем Востоке, и главное не с точки зрения мировой прессы, а с точки зрения тех, кто там живет - местных государств. Потому что вернуться тоже можно. Поэтому, мне кажется, какой-то результат достигнут. Можно говорить о стратегическом результате.

Больше всего я боялся, что стратегический результат будет размениваться на пиар-постановки, которые могут быть бесконечными на Ближнем Востоке и заканчиваться всегда очень плохо для всех. Но если Путин смог остановиться, это хорошо говорит и о его состоянии, и о его способности оценивать ситуацию.

BBC, Лондон

***

По инициативе Москвы состоялся разговор между президентами России и США

Путин проинформировал Обаму о выводе войск из Сирии

Президент России Владимир Путин проинформировал президента США Барака Обаму о решении начать вывод российских войск из Сирии, сообщила пресс-служба Кремля, передает ИТАР-ТАСС.

"Президент России проинформировал, что после выполнения основных задач, поставленных перед российскими вооруженными силами по борьбе с международным терроризмом, принято решение о выведении из Сирии основной части авиагруппировки воздушно-космических сил", - говорится в сообщении.

В ходе разговора "констатировано, что российско-американская инициатива, поддержанная резолюцией Совета Безопасности ООН 2268, позволила резко снизить масштабы кровопролития на сирийской земле".

Глава российского государства также отметил в разговоре со своим американским коллегой важность плотной координации усилий представителей России и США, в том числе по военной линии, для урегулирования в Сирии.

"Отмечена важность плотной координации усилий представителей России и США, в том числе по военной линии, для сохранения перемирия, обеспечения доставки гуманитарной помощи в блокированные населенные пункты и эффективной борьбы с террористическими группировками", - говорится в сообщении.

Президенты высказались за активизацию процесса политического урегулирования сирийского конфликта, выступили в поддержку начинающихся в Женеве под эгидой ООН переговоров между правительством Сирии и оппозицией.

oximity.com

Կայքում տեղ գտած մտքերն ու տեսակետները հեղինակի սեփականությունն են և կարող են չհամընկնել Asekose.am-ի խմբագրության տեսակետների հետ: Նյութերի ներքո` վիրավորական ցանկացած արտահայտություն կհեռացվի կայքից:
Блог далее